Найти тему
Гипермышление

Сценарный менеджмент: или каких ролей нехватает современным менеджерам

Роли объединяют современных менеджеров и артистов играющих супер-героев в кино.
Роли объединяют современных менеджеров и артистов играющих супер-героев в кино.
В настоящее время стало популярным заглядывать в будущее, выявлять тренды, рисовать сценарии развития организаций, рынков и целых отраслей. Но для того, чтобы сделать прыжок веры в будущее необходимо оттолкнуться от чего-то реального и твердого. Собственно, идея статьи родилась в поисках того самого основания для возведения будущего. Первым основанием являются роли менеджера, которые связаны невидимыми нитями со сценарием. Вторым основанием будущего является наше мышление, в котором это будущее создается и существует. А третьим основанием являются объективные «законы жанра» которые неподвластны времени.

В статье приводятся две модели эксперимента, которые позволяют организовать и провести две деловые игры и получить информацию для понимания природы сценарного подхода и развития необходимых компетенций.

… Жизнь вообще штука непредсказуемая,
это только в кино всё по сценарию..
© Питер FM

Начнем погружение в тему с того, то менеджмент – это определенный вид профессиональной деятельности, который хорошо описан, начиная с задач, ролей, функций и заканчивая работой менеджера и необходимыми компетенциями. Разнообразие организаций и множество классификаций ставят перед дилеммой, описывать конкретного менеджера или делать обобщенные утверждения пытаясь попасть пальцем в небо. Поскольку статья написана по результатам учебного процесса, направления общий менеджмент, то размышления будут общими, но ничего не мешает их приземлить на деятельность по управлению проектом или менеджера по продажам.

Менеджер – главное лицо в организации.

Именно так звучит одна из ролей, которую должен освоить человек, который хочет стать менеджером. Полный список ролей можно посмотреть у Г.Минцберга или М.Белбина, главное в том, что менеджер в этой концепции рассматривается как человек играющий главную роль. Если посмотреть на это через призму театральной метафоры, то можно увидеть, что, не смотря на то, что вы играете главную роль, есть человек (режиссер), который определил вас на эту роль, и только благодаря ему вы «главный человек». Аналогично и с другими ролями, которые, в конце концов, подчиняются режиссеру, которого обычно нет на сцене. Но и режиссер действует не сам по себе, а следует сценарию или произведению, реализуя авторский замысел.

Для артиста, который на сцене есть произведение, которое он исполняет по-своему, следуя словам/сценарию автора.
Для артиста, который на сцене есть произведение, которое он исполняет по-своему, следуя словам/сценарию автора.

Таким образом «главное лицо» подчиняется «режиссеру», который находится в рамках замысла «автора сценария». С точки зрения освоения ролевого аспекта менеджмента не плохо было бы менеджерам освоить азы режиссирования событий и написания сценариев. И это первый аспект сценарного менеджмента – написание определенной программы, которой необходимо следовать, подбирая людей и оттачивая мастерство исполнения, чтобы достичь нужного эффекта (например, восторга у зрителей).

Сценарий – это определенная программа
для исполнения и достижения эффекта.

Возможно ли использовать сценарий, чтобы заглянуть в будущее?

На оперативном плане – безусловно все понятно: что и как делать в ближайшие три часа. На организационном – просматриваются законы жанра, и тогда ружье обязательно выстрелит в третьем акте. А на стратегическом …? Корректна ли сама постановка вопроса?

Светлое будущее, которое уже наступило
Светлое будущее, которое уже наступило

Если на сцене – это работа менеджера, где речь идет о процессах, показателях, решениях и результатах, то режиссура – это создание организации, расстановка людей, построение структуры их взаимодействия. А задача сценариста создать видение, главную идею; ответить на вопрос «Зачем?», расписать характеры героев, предвидеть реакцию зрителя и побудить события развиваться выстраивая за ними логику изменений.

Табл.1. Связь деятельности менеджера и компетенций
Табл.1. Связь деятельности менеджера и компетенций

Можно сказать, что для менеджера сценарий – это то, как будут развиваться события. И здесь сценарий пишется по определенным требованиям и законам жанра. В подавляющем большинстве зритель выбирает драматический сюжет и этому есть весомое объяснение. Аналогично и менеджер должен увлечь сценарием людей на всех уровнях, иначе драмы не получится, а сюжет станет унылым, не интересным или станет достойным детектива, а то и похожий на фильм ужасов.

При любом раскладе менеджер как сценарист работает с тремя ограничениями:
«
хочу» - запрос со стороны рынка/клиента;
«
могу» - потенциал людей в организации;
«
должен» - законы жанра, которые необходимо выдержать.

--
Продолжение следует...