Едва ли найдется другая картина, которая претерпела бы столько изменений на всех этапах - от написания сценария до монтажа, включая подбор актеров и сами съемки. Отснято было почти в два раза больше; при монтаже картина была нещадно порезана. Чуть ли не единственный актер, чья роль в фильме не подвергалась сомнению, был Высоцкий. Режиссер Станислав Говорухин не видел в образе Жеглова никого, кроме Владимира Семеновича. Хотя был момент, когда судьба картины висела на волоске. Высоцкий был уже очень нездоров, опасался не выдержать физически работу над многосерийной лентой и подвести съемочную группу. Говорухин вспоминал, как Марина Влади просто взмолилась, призывая режиссера снять Высоцкого с роли. А режиссер готов был бросить картину, если Высоцкий откажется. В конце концов, Высокций, чувствуя свою ответственность за судьбу фильма, начинает работу над образом Жеглова. Дело в том, что актер сам предложил авторам сценария свою кандидатуру на эту роль. Более того, рекомендовал своего давнего коллегу по театру Всеволода Абдулова на одну из ролей. А вот в образе Вари Синичкиной Высоцкий видел Марину Влади. Однако, ее кандидатура была отклонена. Во-первых, в связи с возрастом - по сценарию Варе немногим за двадцать. Марине же исполнилось сорок. Во-вторых, киноначальникам французская звезда ( хоть и с русскими корнями) показалась неубедительной в роли младшего сержанта милиции.
На роль Вари Синичкиной Говорухин пригласил Ларису Удовиченко. Та прочитала сценарий и наотрез отказалась от роли. По словам Удовиченко, там просто нечего было играть. Абсолютно положительная, идеальная героиня, "правильная девочка", как подметил Жеглов, сплошная карамель, одним словом. Совсем иной образ привлек внимание Удовиченко: Манька-Облигация - вот роль, которая была ей интересна!. Говорухин же искал претенденток среди более старших актрис и, как нынче сказали бы, более брутальную. Нежная, хрупкая и совсем молодая Лариса Удовиченко, по мнению режиссера, категорически не подходила на роль Маньки: Говорухин даже не стал организовывать для Ларисы пробы. И все-таки через некоторое время Удовиченко получила приглашение на заветную роль. И сыграла замечательно! Эта работа по праву занимает особое место в фильмографии Удовиченко.
Из интервью Ларисы Удовиченко газете АиФ:
"И «аблигация» появилась случайно. Я действительно не знала, как пишется, и спросила между делом Говорухина, а он закричал: «Вот-вот, отлично, оставьте!» Так сказанные невзначай слова стали «крылатыми». Впоследствии мы очень подружились со Станиславом Сергеевичем, чему я очень рада." http://www.spb.aif.ru/culture/person/v_kakuyu_storonu_menyaetsya_kino_larisa_udovichenko_o_lenfilme_i_vysockom
В результате Варю Синичкину трогательно сыграла Наталья Данилова, на тот момент актриса знаменитого ленинградского БДТ под руководством Георгия Товстоногова. В картине Варя говорит голосом актрисы Натальи Рычаговой ( исполнительницы роли Маши в фильме "Офицеры"). Дело в том, что Данилова - обладательница очень красивого голоса, но совсем не нежного, который никак не "монтировался" с юной девичьей внешностью Вари Синичкиной. Впоследствии Наталья Данилова сыграет несколько заметных ролей в кино: Одинцова в экранизации романа Тургенева "Отцы и дети", княгиня Вольская в "Маленьких трагедиях" по произведениям Пушкина, Пэт в экранизации детектива Агаты Кристи "Тайна "Черных дроздов"... Но зрители прежде всего вспоминают её Варю Синичкину.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
И если статья Вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.