Найти тему

Апокалипсис, эмоции и дроиды. Рецензия на фильм «Дитя робота»

Оглавление

Автор: Милена Микаелян

В конце июня на экраны вышел австралийский фильм «Дитя робота». Фантастика и апокалипсис — довольно типичный дуэт с часто предсказуемым сюжетом, но не на этот раз. Интрига, напряжение и размышления о возможном будущем в дебютном произведении Гранта Спьютора.

Катастрофа неизбежна

Действие фильма начинается в первый день вымирания человечества, в бункере ООН, в котором нет никого, кроме одного рабочего робота — «Матери». Мать выбирает один из замороженных эмбрионов и запускает машину по искусственному выращиванию. Так на свет появляется ребёнок — «Дочь». Долгие годы Мать-дроид растила девочку: читала ей книжки, учила морали, первой помощи, танцам, искусству оригами и многому другому. Дочь никогда не выходила за пределы бункера и не видела никого, кроме Матери.

На пути к взрослению
На пути к взрослению

Однажды возле бункера появилась раненая женщина, Дочь втайне пустила её в бункер. Со временем робот находит незнакомку и даже пытается атаковать, но останавливается из-за уговоров Дочери. Женщина уверяет, что в неё стреляли дроиды, поэтому отказывается принимать медицинскую помощь от Матери. 

Женщина говорит, что рано или поздно Мать убьёт их и что машины априори не могут чувствовать что-либо к человеку. Позже Дочь находит доказательства её слов, возвращается и соглашается на побег из убежища. С одной стороны, девочке страшно, её можно понять, но с другой — этот поступок кажется глупым. Она всю жизнь прожила с Матерью и так быстро доверилась какой-то незнакомке? Не было никаких гарантий, что женщина говорит правду о существовании человеческого поселения. Дочери было бы разумнее прямо поговорить с самым доверенным лицом — роботом, который искренне заботился и поддерживал её долгие годы.

Женщина рассказывает о других людях
Женщина рассказывает о других людях

Мать узнаёт о побеге и останавливает их прямо перед выходом, из-за чего Женщина грозится убить Дочь, если она их не отпустит. Робот небезразлична к ребёнку, поэтому так и поступает.

Этот момент и является отправной точкой дальнейших действий. Узнав, что женщина солгала о проживании в поселении людей, подросток возвращается. Здесь приходит понимание, что женщина — эгоистка, которая вытащила девочку из комфортных условий лишь для утоления своего одиночества. Однако Матери тоже нельзя доверять, ведь она не только врала о происходящем в мире, но и убивала собственных детей, потому что они не подходили по параметрам нравственности. Но к Дочери прекрасно относилась — двоякая ситуация, которая ставит в тупик не только героиню, но и зрителя.

Люди и роботы

В фильме всего лишь три главных действующих лица: дочь, дроид, и женщина.

Дочку сыграла датская актриса и певица Клара Ругаард. Она начала свою карьеру в 2013 году, и за это время ей удалось сняться как в полнометражных фильмах, так и в сериалах. Например, её дебютом стала картина «Мои африканские приключения» в роли одной из племянниц главной героини Джули. Уверенность в кадре и прекрасная мимика выделяют её на фоне остальных подростков.

Мать и дочь смотрят на будущего члена семьи
Мать и дочь смотрят на будущего члена семьи

В «Дитя робота» движения актрисы стали более плавными, появилось больше убедительности, но внешний образ практически не изменился — средней длины волосы, простая одежда и детские черты лица. Её девочка-подросток умна и ко многому приспособлена, будь то серьёзное ранение или техническая поломка в бункере. Она — разносторонняя и искренняя личность, занимается танцами и этикой, готова идти на жертвы ради блага других. Несмотря на изначальную доверчивость, со временем в ней просыпается больше сомнений. Кому верить? Дроиду, который искажал многие факты о внешнем мире, или незнакомке, которая солгала ради того, чтобы убедить её бежать из убежища? В итоге, девочка находит смелость отказаться от обеих сторон и взять судьбу ещё нерождённых людей в свои руки.

Хилари Суонк и Клара Ругаард
Хилари Суонк и Клара Ругаард

Если говорить о Женщине, то эта роль досталась «оскароносной» актрисе Хилари Суонк. У неё на счету 33 полнометражных фильма и пять кинопремий: два «Оскара», два «Золотых глобуса» и Премия Гильдии киноактёров США. Первые крупные награды принесла роль транссексуального мужчины Брендона Тина в «Парни не плачут». Внешность Суонк идеально подошла: худое телосложение, высокий рост и грубые черты лица. И это та роль, на которую согласилась бы далеко не каждая актриса, ведь на протяжении фильма она копировала мужское поведение, дралась и взаимодействовала с девушками. Результат — «Оскар» и «Золотой глобус». Вторая «партия» наград появилась в спортивной драме «Малышка на миллион». Хилари Суонк исполнила недалёкую, но настойчивую и сильную духом боксёршу. Игра иногда кажется неестественной и меркнущей на фоне таких актёров, как Клинт Иствуд и Морган Фриман. Но трагическая судьба героини не оставила зрителей равнодушными и ещё больше прославила Суонк.

«Смогу ли возродить человечество?»
«Смогу ли возродить человечество?»

В «Дитя робота» Хилари играет довольно убедительно. Её героиня рисует встречных людей в своём блокноте, выживает, защищается и прибегает ко лжи при необходимости. Незнакомка вызывает неоднозначные чувства: она была свидетельницей страшных событий, поэтому ей хочется сопереживать, но доверие теряется после вранья, противоречивых фраз и действий. Например, слова, что дроиды не могут проявлять чувства к людям блеф, ведь она же играла на чувствах Матери, взяв Дочь в заложники. И авторы явно сделали это специально. Во-первых, чтобы вызвать определённые эмоции у зрителя. Во-вторых, поведение и предназначение этой героини влияет на становление Дочери: в конце выясняется, что женщина — первый ребёнок, выращенный Матерью, который должен был встретиться с Дочкой и показать ей истинную природу человека.

Люк Хокер в роли Матери
Люк Хокер в роли Матери

Мать сыграл новозеландский актёр и специалист по визуальным эффектам — Люк Хокер, который принимал участие в таких блокбастерах, как «Властелин колец: Братство Кольца», «Властелин колец: Возвращение короля» и «Аватар». Сам робот — это костюм, а не компьютерная графика. Голос дроиду подарила австралийская актриса Роуз Бирн («Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов», «Троя», «Одержимость»).

Очень приятно, Мать!
Очень приятно, Мать!

Мать с самого начала внушает доверие: она растит девочку, объясняет, что их цель — сохранить как можно больше человеческих жизней. Казалось бы, робот не должен ощущать каких-либо чувств к человеку, но не в этом случае. Мать очень тонко чувствует эмоциональное состояние Дочери и всегда готова поговорить с ней о её беспокойствах. Робот подбадривает девочку, дарит ей подарки и просто желает ей счастья. Несмотря на то, что Мать уничтожила прежнюю цивилизацию, она вызывает намного больше доверия, чем Женщина.

Особенный дебют

«Дитя робота» — дебютная работа режиссёра Гранта Спьютора, в ней есть множество деталей, делающих картину особенной. Для начала — атмосфера. Отсутствие тёплых оттенков, множество ламп, металлические стены бункера и неизвестность за его пределами.

Режиссёр — работа ответственная!
Режиссёр — работа ответственная!

В плане визуала лента не преподносит ничего нового, но выглядит достаточно стильно. Кроме того, фильм начинает держать зрителя в напряжении чуть ли не с начала и до самого конца: моменты бойни, где боишься за жизнь героев, вскрывающаяся правда о происхождении Матери и сотни вопросов на протяжении всей истории. Что стало с человечеством? Какие секреты скрывает робот? Какими были первые выращенные Матерью дети? Порой, наблюдать за происходящим было действительно жутко и страшно. Когда Мать гналась за героями во время их побега, её образ понимающего и заботливого дроида стирался практически напрочь. На первый план выходила мысль: «Это же машина, от неё можно ожидать всё, что угодно».

Дочь перед возвращением в бункер
Дочь перед возвращением в бункер

После просмотра картины может появиться ощущение, словно фильм не дал ответов на некоторые вопросы, но это не так. Ответы хранятся в мелочах: диалогах и предметах. Скажем, в начале ленты упоминается, что действие происходит спустя 13867 дней, то есть 38 лет после исчезновения людей. Мать вырастила эмбрион в первый день исчезновения, но Дочери явно не 38, а это значит, что до неё был ещё один ребёнок.

Мир без людей
Мир без людей

Вряд ли «Дитя робота» соберёт кассу и станет легендарным фильмом, но он умудрился соединить в себе множество тем. Рассуждения о возможном появлении сознания у искусственного интеллекта и его взаимодействии с людьми, недостаток нравственности у человечества и даже старая-добрая проблема детей и их родителей. Прибавим к этому неторопливое повествование, интригу, превосходную сценарную работу, и получится «Дитя робота» — хороший фильм, который наверняка захочется посмотреть как минимум два раза.  Пусть и неуспешный в плане проката, но как произведение — достойный дебют.