Найти тему
киНоНостальгия

"Икона Голливуда". Апофеоз.

Оглавление

Кадр из фильма "Джози Уэйлс, человек вне закона" (1976)
Кадр из фильма "Джози Уэйлс, человек вне закона" (1976)

Три "спагетти-вестерна" Серджио Леоне принесли Иствуду мировую славу и немыслимые гонорары. Голливудские роли укрепили статус новой кассовой звезды. Еще четыре актерско-режиссерских работы в жанре вестерна стали не только культовыми картинами, но и в конце концов проложили дорогу к долгожданному "художественному" признанию и заслуженным "Оскарам".

Бродяга высокогорных равнин/High Plains Drifter (1973)

Кадр из фильма "Бродяга высокогорных равнин" (1973)
Кадр из фильма "Бродяга высокогорных равнин" (1973)

Маленький городок с ужасом ожидает возвращение бандитов, отсидевших срок и поклявшихся отомстить местным за "посадку". Испуганные жители нанимают в защитники таинственного незнакомца, умелого стрелка, который так кстати появился в городке.

Первый вестерн Иствуда-режиссера не вписывается в американский "канон" и скорее напоминает итальянские фильмы. Незнакомец оказывается не благородным спасителем мирных жителей, да и сам городок скрывает постыдный секрет...

Кадр из фильма "Бродяга высокогорных равнин" (1973)
Кадр из фильма "Бродяга высокогорных равнин" (1973)

"Защитник" ведет себя странно. Он не столько готовится к отражению нападения, сколько издевается над горожанами. Заставляет обывателей заниматься нелепыми вещами - к примеру, покрасить все строения в красный цвет. Да и вообще подозрительно напоминает шерифа, которого те самые бандиты при молчаливом безразличии жителей городка насмерть забили хлыстами несколько лет назад.

Кадр из фильма "Бродяга высокогорных равнин" (1973)
Кадр из фильма "Бродяга высокогорных равнин" (1973)

Так кто же этот таинственный "бродяга"? Чудом выживший шериф, его двойник, брат-близнец? Или же мистический призрак, "ангел мщения", воздающий каждому по заслугам? Иствуд не дает прямого ответа. "

Кадр из фильма "Бродяга высокогорных равнин" (1973)
Кадр из фильма "Бродяга высокогорных равнин" (1973)

Кто бы ни был этот неразговорчивый меткий стрелок, городку предстоит сполна рассчитаться за безразличие и трусость.

Вестерн с оттенками мистицизма очевидно находился под влиянием европейского кино. Этот фильм разительно отличался от классического американского подхода - и сразу заявил, что в лице Иствуда появился интересный режиссер традиционного жанра. А солидные сборы подтвердили, что вестерн все еще может делать приличную кассу.

Джози Уэйлс, человек вне закона/The Outlaw Josey Wales (1976)

Кадр из фильма "Джози Уэйлс, человек вне закона" (1976)
Кадр из фильма "Джози Уэйлс, человек вне закона" (1976)

Если "Бродяга" был весьма успешен в прокате, то второй вестерн, поставленный Иствудом, стал огромным коммерческим хитом, сборы которого превысили бюджет почти в 10 раз!

Кадр из фильма "Джози Уэйлс, человек вне закона" (1976)
Кадр из фильма "Джози Уэйлс, человек вне закона" (1976)

Иствуд подтвердил, что не пойдет проторенными тропами. Герой - не стандартный "хороший парень", а безжалостный мститель. Как и в "Хорошем, плохом, злом", победители-северяне не изображаются ангелами прогресса. Сначала они подло и безжалостно расстреливают сдавшихся южан. А потом банда северян-мародеров расправляется с семьей фермеров Уэйлсов. Обычный парень Джози, переживший расправу "миролюбивых" северян, становится зловещим outlaw.

Кадр из фильма "Джози Уэйлс, человек вне закона" (1976)
Кадр из фильма "Джози Уэйлс, человек вне закона" (1976)

Иствуд убедительно играет человека, за которым идет настоящая охота. Убивай - или убьют тебя. При этом сам Джози понимает, что вечно так существовать невозможно, в конце концов его "война" должна закончиться.

Фильм был не только коммерчески успешным проектом. Критики тепло встретили новую работу Иствуда-актера-режиссера. Действительно, Иствуд показал, что и традиционный жанр можно снимать в современном духе, отвечающем запросам зрителей 70-х. Эпоха наивности и незыблемых ценностей времен "золотого века Голливуда" миновала, и Иствуд выступил адекватно изменившейся ситуации - жестче, реалистичнее, неоднозначнее.

Бледный всадник/Всадник по имени смерть/Pale Rider (1985)

Кадр из фильма "бледный всадник" (1985)
Кадр из фильма "бледный всадник" (1985)

Несмотря на финансовый успех и культовый статус двух предыдущих вестернов, Иствуд вернулся к жанру спустя почти 10 лет. Но вольный римейк классического "Шейна" стоил годов ожидания. "Бледный всадник" тоже стал хитом проката, несколько раз окупил бюджет и в итоге оказался самым кассовым вестерном 80-х.

Кадр из фильма "Бледный всадник" (1985)
Кадр из фильма "Бледный всадник" (1985)

Снова таинственный всадник прибывает в маленький городок, чтобы защитить старателей от произвола "большой шишки" и его наемников. Как и положено в классическом вестерне, он появляется ниоткуда и в финале, сотворив справедливый и весьма кровавый суд, уезжает в никуда.

Кадр из фильма "бледный всадник" (1985)
Кадр из фильма "бледный всадник" (1985)

Иствуд нарочито подчёркивает мифологическое, почти мистическое происхождение героя-мстителя и библейским названием фильма, и "священным" статусом героя (он является в наряде пастора и зовется Проповедником. Откуда он прибыл, куда длится дальше - кто знает?

Кадр из фильма "Бледный всадник" (1985)
Кадр из фильма "Бледный всадник" (1985)

"Библейский" статус, однако, не мешает герою Иствуда весьма эффектно расправиться с командой наемников в крутой финальной перестрелке, однозначно снятой под влиянием стильных вестернов мэтра Леоне.

Непрощенный/Unforgiven (1992)

Кадр из фильма "Непрощенный" (1992)
Кадр из фильма "Непрощенный" (1992)

Сценарий "Непрощенного" лежал в офисе Malpaso, продюсерской компании Иствуда, много лет. Клинт выкупил права на экранизацию задолго до съемок, но терпеливо ждал момента, когда состарится и "дозреет" до роли Уилла Манни. Как показали дальнейшие события, ждал Иствуд не напрасно.

Кадр из фильма "Непрощенный" (1992)
Кадр из фильма "Непрощенный" (1992)

История наемного убийцы, которого изменили любовь, семья и дети, но который "один последний раз" ради так нужных денег должен вернуться к своей грязной работе, превращается из обычного фильма о мести в грустную и кровавую драму о природе насилия.

Кадр из фильма "Непрощенный" (1992)
Кадр из фильма "Непрощенный" (1992)

Иствуд великолепно справляется с ролью легендарного убийцы "Дикого Запада" (очевидны отголоски ролей в фильмах Леоне), который "вынужден" снова взяться за оружие. В процессе выполнения "заказа" ему придется потерять единственного друга и дать урок мальчишке, мечтающему о славе крутого убийцы, а заодно "закрыть" для себя тему профессионального хладнокровного убийства. Уилл Манни окончил свою последнюю "работу", а вместе с ним закончился и Дикий Запад из лживых книжек, которые строчит еще один персонаж фильма, прыткий журналист-"хроникер". Никаких "легенд" нет, знаменитые "герои Запада" на самом деле - обычные убийцы, а их отважные подвиги - вымысел борзописцев.

Кадр из фильма "Непрощенный" (1992)
Кадр из фильма "Непрощенный" (1992)

Далее - история кино. Касса "Непрощенного" более чем десятикратно превысила бюджет, фильм получил "Оскары" в главных номинациях и по праву считается современной классикой. Иствуд наконец-то получил давно заслуженное признание индустрии не только как популярный и финансово успешный актер-режиссер-продюсер, но и как серьезный значительный кинематографист. От "человека без имени" к "иконе Голливуда" - потрясающая карьера.

Неожиданный факт. В отличие от другой "иконы" жанра, Джона Уэйна, Клинт Иствуд снялся только в 10 вестернах. Из них 3 "спагетти-вестерна" Серджио Леоне стали нетленной классикой, 3 актерских работы - крепкими образцами классического американского жанра. 4 фильма Иствуда-режиссера-актера заслужили культовый статус, последний принес ему признание и "Оскары".
О чем еще можно мечтать? "Но это уже другая история".