Найти в Дзене
Riffs und Machines

Болден – кинофильм об основателе джаза

Где началась музыка (Where the Music Began) – слоган фильма.

Обычно кино про музыкантов интересно смотреть, ибо это уже не простое банальное действие, под которое спокойно и честно начинаешь засыпать, а целое представление с музыкой и картинкой. Не то чтобы каждый такой фильм сразу же становится мюзиклом типа Ла-Ла Ленд, нет конечно, это разные жанры, и каждый по своему интересный.

Бадди в верхнем ряду второй слева
Бадди в верхнем ряду второй слева

Сюжет фильма довольно незатейлив на первый взгляд. Рассказ о жизни казалось бы какого-то там корнетиста Бадди Болдена (Charles Joseph "Buddy" Bolden (06.09.1877 – 04.11.1931)). Но однако, оказывается, что это была одна из ключевых фигур во времена становления музыки, которая позже станет джазом, а тогда называлась как новоорлеанский регтайм или jass. Он среди прочих корнетистов того времени отличался более громким звучанием своего инструмента и смелой, прежде не практикуемой импровизацией. В конце 90-х годов позапрошлого века его записывали на восковые валики, но конечно никаких записей до наших дней не сохранилось.

-3

Он был первым, кто соединил в одном оркестре песни из церквей, духовой оркестр и сельский блюз, что стало новоорлеанским регтаймом. Ещё ему приписывают изобретение синкопы для бас-бочки, т.н. большая четвёртка (Big Four), происходящая из ритма hambone в Африке. Бадди создал такую оригинальную группу для сопровождения танцев, которой прежде не было – у него струнные держали ритм, а солистами стали кларнет, тромбон и его корнет. Всё это повлияло и вдохновило всех музыкантов Нового Орлеана, перенявших саунд оркестра Бадди.

Грейс, муза Болдена
Грейс, муза Болдена

К сожалению к тридцати годам Бадди заработал острый алкогольный психоз. Ему поставили диагноз как слабоумие (dementia praecox, сегодняшняя шизофрения) и положили в психиатрическую больницу на 24 года, до конца его жизни, продлившейся 54 года.

-5

Однако, увы, такой увлекательнейший сюжет не помог ничем кинофильму стать таким же захватывающем. Наоборот, он практически сразу напрягает каким-то диким винегретом из разных временных периодов. Такой приём конечно не новый, но тут с ним явно переборщили. Как и с количеством насилия, секса и откровенно тупых, якобы безумных видений главного героя. В целом всё это смотрится как плохой видеоклип с хорошей однако музыкой. Обычно музыкальные фильмы пересматриваются ни раз и ни два в течении времени, но тут случай особый. Не думаю, что захочется когда-то это пересматривать. В отличие от легендарных Перекрёсток, Круглосуточные тусовщики, Клуб Коттон, Ромпер Стомпер и т.д.. Надо будет и про всех них потом что-нибудь написать здесь. Рейтинги у Болдена соответственно низкие - на IMDB 5.3, на Rotten Tomatoes 67%, Кинопоиск пока скрывает из-за малочисленности оценок, всего 29, хотя времени прошло немало, премьера была 3-го мая.

На ЯМе есть саундтрек, который слушается хорошо, в отличие от этого странного тяжёлого фильма.