Автор: marrtin
Начинающие писатели бывают разные - точно так же, как девушки, фломастеры и несчастливые семьи. Это, с одной стороны, вроде бы очевидное наблюдение, но, с другой стороны, поскольку мы и есть начинающие писатели, то изнутри может не просматриваться. Но попробуем посмотреть.
Писатель, как некая «вещь в себе», состоит из двух больших частей – он сам, как личность, и его тексты. Соответственно, «хромать», быть недостаточно развитым может и то, и другое. С текстами проще, там критерии во многом наглядны – орфография, пунктуация, выстроенность сюжета и мастерство стиля - это вещи известные. В отношении личности писателя можно дискутировать долго, но меня интересует несколько конкретных черт.
Например, самоорганизация. Умение воспринимать критику. Настойчивость. Адекватная самооценка. Юмор, не в последнюю очередь. Стремление к саморазвитию. Умение представлять себя публике, создание и поддержание личного бренда (как бы претенциозно это не звучало, но это факт – у любого человека есть некий образ, каким его видят окружающие и публичная персона обязана работать над таким образом осознанно).
Есть ли корреляция между ростом профессионализма в текстах и развитием этих умений? Наверняка. Что же из этого следует? Что тренировать надо и то, и другое.
Следующий вопрос – где это тренировать эффективно? Ответ: тексты – за столом, личность - в публичном пространстве.
Вынося текст на публичное обозрение, вы получаете массу реакций, сигналов. Сначала – на текст, но, поскольку мы уже обозначили, что писатель и его тексты неразрывны – то, опосредованно, сигналы получает и личность. И если текст – вещь подневольная, бумага всё стерпит, то личности приходится отдуваться «за двоих».
А реакция может быть разная - как одобрение, так и глумление. И надо понимать, что весь этот спектр реакций - это только набор данных для дальнейшей работы. Указали вам на неправильное оформление прямой речи – ок, правило стоит выучить. Написали «чувак – это круто!» - поставьте себе плюс, что в этом сегменте читательской аудитории (размером минимум 1 человек плюс еще энное количество на него похожих) вы добились успеха. Написали «иди лучше вагоны разгружай!» - забейте на этого хама.
Начинающий писатель допускает ошибки, это естественно. Поймите, что чем больше точек соприкосновения с внешним миром - тем больше шансов, что вы получите от этого мира уколы. Выходя из своей зоны комфорта, вы наверняка прочувствуете не только похвалу и доброжелательность, но и непонимание, зависть, издевательство, насмешки, попытки самоутвердиться за ваш счет и т.п.
Это нормально.
Вопрос в вашей реакции на это всё.
Ошибки в работе можно исправить. И своё поведение, свою личность тоже можно и нужно корректировать - это такая же часть развития писателя, как и изучение пунктуации. Сделать это гораздо сложнее, чем запятые расставлять. Но надо, никуда не денешься.
В моей подсудной группе на БС-11 были слабые работы, но я бы ни одну не назвал бесперспективной. Их надо вычитывать, корректировать, и, если автор получит указание на ошибки, то сможет над ними работать. Если автор извлечет уроки и сделает выводы - он перейдет на следующий уровень в писательстве. Именно поэтому даже жуткие с технической точки зрения работы имеют право находится на литературных конкурсах – потому что это всего лишь тест.
Но, если автор извлечет психологические уроки из полученных отзывов – это вам не орфография, тут будет гораздо полезнее. Профессионал не тот, кто делает больше любителя, профессионал тот, кто делает работу по-другому.
Один из важных уроков рассмотрим ниже.
Звучит он так: тот, кто оставил вам отрицательный отзыв, возможно, просто не ваш читатель. В книге Лидии Чуковской «В лаборатории редактора» я встретил одну очень хорошую мысль.
Бывает так, что начинающий редактор передает рукопись начинающего автора другим, более авторитетным писателям, чтобы те высказали своё мнение. И иногда происходит одна забавная вещь. Писатель, любящий острые сюжеты и динамичную интригу, пишет в отзыве, что сюжет, по его мнению, недостаточно острый, а напротив, пресный и скучный, как манная каша на воде. Другой его коллега, поднаторевший в изысканном и витиеватом слоге, высказывает своё «фе» банальным персонажам и простонародному языку. И бедный начинающий редактор, получив весомые, как кирпичи, отзывы «издающихся авторов», пытается скрестить ежа с ужом и наставить начписа на путь истинный, рекомендуя тому переписать выстраданную книгу под вкусы случайных, в сущности, людей.
Вывод простой и он, опять же, лежит в области психологии.
Вам не нужны ВСЕ читатели. Это невозможно, чтобы поклонники Донцовой, Лукьяненко, Яхиной и не-знаю-кого-там-ещё сбежались восторженно митинговать под вашими окнами. Вам нужна некая группа (желательно достаточно обширная, конечно), которая будет принимать ваши тексты близко к сердцу. Если определенный тип читателей будет находить в ваших текстах развлечение и смысл, этого будет достаточно для вашего писательского счастья.
Работайте над тем, что лежит в русле вашей личности, тем, что вам ближе всего и что хорошо получается. Любите слезливые мелодрамы с эмоциональными диалогами – на них найдется спрос. Хочется выписывать ужасы с яркими героями – и это полюбят, если ваши тексты проберут читателя «до печенок». Как в любом бизнесе – найдите свою целевую аудиторию, которой понравится именно ваш стиль.
Итого. Ошибки технические исправлять надо, это понятно. Остальное лежит в области магии работы над собой и от этого, увы, никуда не деться. На что тратить ваше время и силы – это тоже ваш собственный выбор. И, если осознание проблемы считать шагом к её решению, то очередной шаг к успеху мы сделали.
C чем себя и поздравим.
PS: На картинке - Эрнест Хемингуэй на ринге, который он установил у себя дома.
Источник: http://litclubbs.ru/posts/2484-o-pisatele-i-ego-oshibkah.html
Ставьте пальцы вверх, делитесь ссылкой с друзьями, а также не забудьте подписаться. Это очень важно для канала.