Я преподаю изобразительное искусство давно, мнение об этом имею определённое. Хотя, возможно, многие со мной не согласятся.
Особенно не согласятся те достаточно взрослые люди, которые любят рисовать, но уверены, что у них нет таланта.
Или те педагоги, кто знает, как трудно некоторым ученикам привить методы и приёмы, которые приняты в той художественной школе или студии, в которых они преподают.
А я думаю, что определить, есть ли у человека способности, очень просто.
Если человека тянет к этому занятию, если ему не скучно и хочется рисовать не один раз в жизни, а часто, - то способности у него однозначно есть.
Значит, они есть, и нужно просто определить, в чем его индивидуальность и сильные стороны. Вот это как раз сделать не слишком легко, большую роль играет характер ученика и мастерство педагога, но это уже разговор отдельный.
А уверилась я в такой мысли окончательно после одного занятия с учеником, обычной хорошей девочкой. Я преподаю в маленькой студии, и однажды ко мне мама привела дочку и сказала: вот надо когда-то выбирать профессию, Олю ничего особенно не интересует, пусть она поэтому станет дизайнером. Я удивилась, но обычное задание дала, все объяснила. Девочка посидела, посидела. Немного почеркала на листе. Потом ей стало откровенно скучно. Рисунок она заканчивать не захотела. Ей было просто неинтересно.
- Оля, чем ты любишь заниматься? - спросила я. Книги любишь читать?
- Не-а.
- Фильмы смотреть, музыку слушать?
- Не-а.
- А что ты любишь?
- Гулять на улице.
Вот тогда я поняла, как мне везёт. В студию ходят дети, которым на самом деле не скучно рисовать. И это не просто дети как все. Не все дети любят рисовать. А я, значит, работаю со способными детьми, которым это на самом деле нужно.
А если вы взрослый человек и даже сейчас, после всего, что жизнь сделала для того, чтобы отбить у вас такое желание, до сих пор хотите рисовать - значит, у вас совершенно точно есть способности и нет никаких оснований говорить - люблю рисовать, но у меня нет таланта. Я в этом уверена.