Привет, на днях решил вспомнить старое и установил себе шикарнейшую Blade of Darkness, да не просто так, а нашпигованную всякими модами улучшающими графику, один из которых, самый крутой, работает как эмулятор устройства, про которое я и вспоминать то уже перестал, однако увидев картинку при запуске игры, чуть было не пустил скупую мужскую слезу =) Итак,
3Д акселератор "3D Fx"
Впервые, о такой штуке как 3д акселератор, я услышал из уст легендарного по нынешним дням человека, Бориса Репетура, хотя может я и ошибаюсь и это был Антон Зайцев. Кто такие? это Гамовер и Бонус из культовой передачи о компьютерных играх "От винта!". В ней, на конкретном примере - Quake 2, показывалась разница в картинке с подключенным 3д акселератором и без него. На неокрепшую юношескую психику производило сильное впечатление. С тех пор, иметь компьютер с 3d Fx Voodoo 2, а в последствии 3d Fx Banshee, было пределом мечтаний многих, в том числе и моих. Однако довольно высокая стоимость, делала маловероятной возможность приобретения этого девайса. Первые модели 3д ускорителей, фактически были отдельным устройством, которое требовало так же отдельно установленной видеокарты.
Позднее разумеется 3д акселератор впихнули в одно устройство, но к тому моменту на пятки ребятам из 3d fx наступали известные нам товарищи - Nvidia и Ati, а так же малоизвестной сейчас Matrox. Сложно сказать, чем так прогневили судьбу 3dfx Interactive, но череда неудавшихся контрактов, а так же последовавшая за ними попытка слиться с крупным производителем видеокарт того времени STB Technologies еще сильнее подкосила контору. Последовавший выпуск видеокарт Voodoo4 и Voodoo5, которые не смогли конкурировать сначала с nVidia Riva TNT, а позднее с невероятной GeForce 256 вколотили последние гвозди в крышку деревянного ящика для 3d FX. Компанию поглотила nVidia, попутно получив интересную технологию TnL - transform and lighting, которая способствовала дальнейшему росту производительности и качества картинки теперь уже видеокарт от nVidia. А часть сотрудников, которая перешла к Ati - подарила миру, к примеру, технологию cross fire, в ответ на что nVidia возродила 3dfx SLI, откинув разумеется шильдик настоящего разработчика. Таким образом, появившаяся в девяносто шестом году технология довольно шустро, в течение четырех лет, отмерла как рудимент успев передать свои функции видеокартам нового поколения.
Внешние звуковые карты.
Довольно большая часть читающих эту статью людей, наверняка помнят этот класс устройств, а некоторые может быть даже были их обладателями. Долгое время звуки в моём системнике издавала звуковушка изображенная на картинке, Yamaha ymf724. Однако самым известным, причем и по сей день, производителем звуковух является Creative. Сначала ими была выпущена довольно известная Creaive Game master, а позднее, почти каждому известная Sound Blaster Live!. Были конечно и другие, например Gravis Ultrasound, про которую у нас даже "пошутилки" ходили: "есть звукашки в наличии? Креативов нет, но есть отличные гуси(GUS) - я у вас звукашку, а не птицу прошу." Из за огромного(по тем временам) объема занимаемого, к примеру, сд аудио, почти 10 мб на минуту звучания, что делало затруднительным включение музыкального сопровождения в играх, разработчики звуковушек пошли по пути "миди синтеза" в каждую звукашку были записано звучание некоторого количества музыкальных инструментов и я вам скажу, что звук они выдавали...не такой как выдают сейчас интегрированные в мат плату звукашки от Realtek или VIA, он какой-то "живой", что-ли был. Так как идею "добавить звук"родили раньше, чем 3д ускорители, то и жизненный цикл этих устройств был длиннее, первые звуковые карты появились в конце восьмидесятых годов прошлого века, а некоторые образцы звуковых карт, предназначенные уже не для массового сегмента, а профессионального живы до сих пор. Собственно ответ на вопрос в аннотации к картинке: для чего нужен большой порт? Олдфаги наверное помнят, для остальных подскажу, чаще всего туда подключался игровой джойстик. Да-да, к звукашке. Какой надмозг это родил, мне например до сих пор неясно.
Такая же судьба постигла и сетевые карточки, спустя почти двадцать лет, в подавляющем большинстве случаев, они интегрированы в мамку. Кто знает, что из ныне "необходимого" для игр, в ближайшие пять-десять лет исчезнет? Видеокарты вон, уже давно интегрируют и в мамки и собственно в процессоры.
Понравилась статья? Здорово! Подписывайся на канал, ставь лайк. Много еще статей не написаны.