Найти в Дзене
Толкачев. Истории

Юкио Мисима: жизнь на грани Ренессанса и современности

«Невозможно касаться одной рукой вечности, другой – суетной повседневности»
Юкио Мисима

«…Полюби меня, Золотой Храм, пусть не сразу..."

Мисима всегда казнит своего героя. Это начало осуществления задуманного плана - начало казни самого себя. Любым способом. Неважно, литературный герой или нет. Достаточно вникнуть в смысл псевдонима, который избрал себе писатель: «Зачарованный-Смертью-Дьявол». 

Мисима в детстве
Мисима в детстве

В 1950-м году буддийский послушник Хаяси Дзёкан, пытаясь покончить жизнь самоубийством, в приступе безумия сжёг храм Кинкаку-дзи со всеми сокровищами - самый знаменитый архитектурный памятник Киото. Мать Хаяси наложила на себя руки, а сам Хаяси был приговорён к 7 годам заключения, в тюрьме он и умер. Мисиму это событие потрясло - писатель считал, что гибель делает «Прекрасное» ещё более совершенным.

Буддийские монахи
Буддийские монахи

Уничтожение древнего храма станет кульминацией нового романа "Золотой храм». Рукопись была завершена уже в 1956-м году. В романе, в форме псевдоисповеди предлагается авторская версия истории психически неуравновешенного монаха, который в своих мыслях ставит по сути неразрешимые глобальные вопросы человеческой экзистенции.

«…Полюби меня, Золотой Храм, пусть не сразу. Открой мне свою тайну… Пусть подлинный Храм явится мне еще прекрасней, чем тот, что живет в моей душе».

Храм Кинкаку-дзи. Восстановлен после пожара, устроенного монахом-послушником.
Храм Кинкаку-дзи. Восстановлен после пожара, устроенного монахом-послушником.

«Я смотрел на Храм и так и сяк, менял угол зрения, вытягивал шею, но ровным счетом ничего не чувствовал. Обычный трехэтажный домик, почерневший от старости. …Неужели, подумал я, прекрасным может быть нечто, настолько лишенное красоты?»

«Я не собирался втискивать свои идеи в тесные рамки доступности» 

Мисима, изящно владея композицией, взвешивая каждое слово, достигает пика внутренней напряженности. Так он обретет то состояние творчества, когда для выражения образа литературных средств уже не будет хватать. И Мисима ломает рамки литературы - создавая, как говорят сегодня, «перформанс». Выбирая самый драматичный из возможных спектаклей, по мнению Мисимы, перформанс смерти.

Мисима казнит своего последнего героя. Публично. Пафосно. Ритуально. Парадно. В кругу учеников. Перед любимой армией. И только один нюанс – последний герой Мисимы - сам Мисима!

…Сколько раз он представлял приход этой минуты, минуты максимальной эмоциональной выразительности. Он шел к ней через титанический литературный труд. Помимо исступленных занятий литературой, он выступал в качестве режиссера театра и кино (режиссировал свою любимую пьесу «Саломею» Уайльда), актера (сыграл роль в фильме по рассказу «Патриотизм», где герой делает себе харакири), и даже дирижера симфонического оркестра. Пробовал себя в разных ролях и ипостасях: занимался бодибилдингом и боевыми искусствами, лета на боевом истребителе, несколько раз обогнул земной шар, в искусстве фехтования «кэндо» был обладателем пятого дана, да еще первого по карате. Успел жениться и при этом посещать гей-клубы на Гинд... Кстати, есть одно интервью Мисимы. Взгляните! Это любопытно.

Видео. Интервью Мисимы.

Никогда не скажешь, что перед тобой сидит гений. Максимум, фанатик.

Сколько было начертано страниц и проиграно сцен, где смерть гостила у него. И время пришло.

"Если человек закроет глаза и станет настойчиво убеждать себя в том, что он портсигар, то в некоей точке реальности он сумеет превратиться в портсигар.“
Юкио Мисима с самурайским мечом
Юкио Мисима с самурайским мечом

Мисиму разорвали собственные творческие порывы! Постичь эстетику смерти можно лишь самой смертью. Он наслаждался сверхчеловеком Ницше и отрубленной головой Иоанна Крестителя в «Саломее» - он придумал способ как убить литературного героя, в роли которого видел себя. Он придумал сценарий самурайского самоубийства сэппуку и назначил себя режиссером. И это его будоражило и вдохновляло. Осталось лишь совершить задуманное как можно эффектнее.

Продолжение следует.