Вместо предисловия:
- Ну а какие такие учителя?
- Ну вот такие разные…
- Хорошие и плохие?
- Нет.
- Добрые и злые?
- Тоже нет.
-Умные и глупые?
- Да нет же, господи, вы вообще других людей так делите когда-нибудь? Что за странный стереотип? Почему «плохой» мамы или «доброго» мужа нет – сказать так - обнаружить всем свою чудовищную глупость и ограниченность, но почему-то учителей так и делят, забывая, что
учителя - это люди: простые и сложные (чаще всего сложные), талантливые и бездарные (по-моему, пятьдесят на пятьдесят), трудолюбивые и ленивые (Обломовы встречаются тоже нередко), равнодушные и внимательные (перевес на вторых, но и первых немало), с юмором и не очень (ну тут преимущество у первых, а то бы не выжили мы).
В общем, жили-были такие разные учителя: мастодонты от образования, динозавры от педагогики и драконы от просветительско-воспитательной деятельности. Но нашлось в миру немало Иванушек-крестьянских сынов, ошибочно считающих себя царевичами, настойчиво разбирающихся по-своему, по-крестьянски с эдакими монстрами, сидящими в пещерах (школах).
Грустно то, что детишек своих (с которыми мало кто из Иванушек и Алёнушек светлооких знает, что нужно делать) отводили в пещеры регулярно. Но и оставить там так просто не могли, хоть одну тушу завалить им очень хотелось. А чего еще делают при таком повороте сюжета персонажи (простите, дамы и господа, конечно)? Ну а если не завалить (Иванушки, конечно, хлипковаты супротив Змеев Горынычей), то хоть шкуру попортить или глаз выколоть… Ну чтобы знали эти твари (мы), где наше место (в пещерах, рядом с их детьми). Ну вот, а мы такие разные, что до сих пор война идет, а однозначного алгоритма, как завалить или покалечить учителя не разработано. Ну и слава богу… Может и не разработают. Опять же, многие плохо учились в школе, не догоняют…
Ну а теперь история:
Был у меня ученик 7 класса – Вася Иванов. Естественно, не без мамы. А мама – она такая… волнующаяся за своего сына женщина, бесконечно желающая ему добра. Поэтому сына на уроках мы видели редко (так как ребенку от школы надо отдыхать), а если видели, то сразу проверяли, что он сделал дома и обязательно ставили положительные оценки, потому что иначе мама-Алёнушка очень к нашим глазам учительским примерялась с палкой побольше. В общем, мы старались глаза как раз закрывать, а оценки хорошие ставить. И пообщался с этой мамой каждый предметник по нескольку раз. Однажды звонок, из трубки крик:
- Всё, больше не отговаривайте, я в департамент образования на вас письмо пишу.
- Что случилось, Алёнушка Салтановна?
- Вы оскорбили моего мальчика на прошлом уроке!
- Ах ты, боже мой, как? (пытаюсь вспомнить, говорила ли я ему вообще что-то)
- Он дома, расстроен, пришел в слезах (мальчику 14 лет), не разговаривает нормально со мноой… (начинают звучать истеричные ноты). Я хочу написать в департамент образования!
- Разумеется вы можете написать в департамент, это ваше право, но что вы туда напишете?
- Что вы оскорби…оскорбляли регулярно моего сына!!! (отлично! Уже во множественном числе)
- Можно мне узнать, как конкретно? Я бы хотела принести извинения вам и ему, если имело место оскорбление, но я не помню, что ему говорила.
- Вы сказали (задыхается от обиды), вы сказали, что если он напишет диктант плохо (голос повышается), то его матушка расстроится!!! (срывается на визг).
Немая сцена. У меня, человека быстрого на язык, несколько секунд заминки. Опасливо уточняю:
-А что именно, дорогая, ненаглядная Алёнушка Салтановна, вас так сильно (кстати, без иронии, она действительно была возмущена искренне до глубины души) оскорбило?
- Как что?! Вы издевались!
- Прошу прощения, вы не могли бы мне сказать, какое именно слово из трёх: «твоя», «матушка», «расстроится» вы и ваш сын сочли издевательством?
- «Матушка»!!! (почти кричит, чуть не плачет).
- И вы это напишите в департамент?
- Нет конечно! Я просто скажу, что вы не уважаете родителей!
Занавес.
Я передала только часть разговора. Там были еще чудесные перлы, разговор был длинным. Но это мне запомнилось надолго. Я поняла несколько вещей: все люди разные (как это не банально звучит). Фраза была сказана с иронией, но без намерения оскорбить. Я называю мам матушками, а пап – отцами. Мама – это, по-моему, нежность, папа – сила, мужество. Самое неприятное, с чем сталкиваюсь, это когда дети говорят безликое «родители», «родаки».
НО! Нельзя думать, что то, что мы хотим сказать и то, что слышат дети – суть одно и то же. Я обидела замотанного жизнью человека – раз. И смешно было и грустно – два. Кстати, в департамент она не написала – три. Ну и слава богам!
С глубоким почтением всем динозаврам, выжившим в образовательной катастрофе, посвящается.