Найти тему
Топ-топ арт

Кратко о композиции. Часть 7. Контраст и нюанс.

Средства композиции.

Представим, что нам нужно составить натюрморт, то есть специальную постановку из предметов, которая смотрелась бы законченно и целостно и могла бы служить натурой для живописца.

Возьмем три предмета.

Три одинаковые вазы
Три одинаковые вазы

Это у нас три стеклянные вазы. Совершенно одинаковые.

Композиция из них видится какой-то скучноватой и незаконченной.  Пустой, недосказанной. Предметы кажутся никак не связанными между собой.

Это оттого, что, глядя на группу предметов, мы всегда мысленно, пусть неосознанно, сопоставляем один с другим. Сравниваем их. А тут и сравнивать-то неинтересно. Одинаковые.

А вот если предметы поставить рядом разные, то совсем другое дело. Грубый и тяжелый, угловатый предмет кажется ещё более грубым и тяжелым рядом с легким и хрупким. Качество сопоставляемых "героев" натюрморта как будто становится ярче, обостряется при сравнении. И они от этого сравнения получаются взаимодействующими, связанными композиционно.

Явное, резкое различие элементов композиции по-какому-либо признаку называется контрастом.

Следующая постановка составлена из совсем различных предметов.

Три разных предмета, контрастные по форме, цвету, тону
Три разных предмета, контрастные по форме, цвету, тону

В этом натюрморте предметы контрастируют между собой по форме, по цвету, по тону, по размеру, по фактуре поверхности и т.д.

И набор предметов уже видится композиционно единым.

Но различия между предметами не всегда бывают резкими. Иногда композиция построена на слабых различиях. Глаз сопоставляет похожие предметы и начинает замечать тонкую разницу между ними. Так проявляется взаимодействие похожих элементов композиции.

Вот пример:

Три похожие вазы, но слегка отличающиеся друг от друга пропорциями и цветом
Три похожие вазы, но слегка отличающиеся друг от друга пропорциями и цветом

Композиционное взаимодействие близких по каким-то признакам элементов композиции называется нюансом.

В картинах художников могут преобладать контрастные отношения, могут нюансные, а могут переплетаться и взаимодействовать множество различных сопоставлений, дополняя, перебивая или подчёркивая друг друга.

Петров-Водкин К. С. Бокал и лимон.
Петров-Водкин К. С. Бокал и лимон.

Вот натюрморт К. С. Петрова-Водкина. На картине присутствуют и контрастные, и нюансные цветовые отношения.

Следующие статьи также о средствах композиции, подписывайтесь!

А самая первая статья об основах композиции, с оглавлением, здесь, перейдите по ссылке.

А на странице моего сайта есть оглавление статей канала, систематизированное по темам, для удобства поиска нужной статьи.

Если же вы хотите получить подробную информацию, найдите книги об основах композиции.