Есть в любом баре совершенно отдельная каста сотрудников, которая подчиняется внутренним распорядкам заведения лишь формально – это бармены. Они обычно ходят, гордо задрав воротники на рубашках, осознавая в полной мере чувство собственной важности. В любом баре – будь то крутой навороченный паб с контактной барной стойкой, ресторан, где бармен просто выдает вино в бутылках или кофейня в спальном районе. Они всегда будут горды своей профессией, всегда нацепят галстук-бабочку, подтяжки или шляпу и будут здороваться с вами через раз. Барная стойка – как сцена для актера, а бармены на своих подмостках чувствуют себя как минимум режиссерами всего действа в баре. Они ходят в развалку, много говорят о себе, много курят или валяют дурака, они любят, чтобы их позвали, пригласили за бар сделать заказ. Почему они себя так ведут? Все они посмотрели в свое время фильм «Коктейль» с Томом Крузом, освоили библию бармена, прочитали посты в соцсетях а ля «Только бармен знает, что подмешано в вашем бокале», которые написали сами же бармены, и их чувство собственной важности задралось до немыслимых высот. Почему я так говорю? Потому что сама была такая же. Куча статей в моих сетях восхваляют профессию бармена и возвышают ее в какие то невероятные ранги.
Бармены в любом баре, как правило, позволяют себе очень много лишнего, полностью уверенные в своей безнаказанности. Они могут прийти на работу под шофе, нахамить официанту, поругаться с управляющим. Они знают, что они неприкасаемые, любимчики судьбы. Проработав 12 лет в барах, я поняла, насколько глупо когда-то выглядела в глазах окружающих. Но самая главная проблема барменов – это завышенная самооценка в отношении гостей. Почему то они решили, что сами знают, что нужно гостю. Если он просит разбавить Мартель колой, такой чудо-бармен может запросто сказать: «Я не буду этого делать, потому что это – дерьмо». Если к американо просят лед –то же самое.
Был у меня случай. Я довольно консервативна в выборе напитков спустя столько лет работы за барной стойкой. Практически ничего, кроме пива или сухого красного не пью. Коктейли – нет, не мое. Крепкие спиртные напитки для меня слишком крепкие, как бы это парадоксально не звучало. А вот в тот день захотелось мне что-нибудь эдакого. На такой случай у меня всегда есть один стопроцентный вариант – не противный, не крепкий, вкусный. Я пью пряный ром с вишневым соком. Каково же было мое удивление, когда бармен отказался мне делать этот коктейль. То, есть, не совсем отказался. Он предложил сначала, почему то Кампари, потом ликер Блю Кюрасао (кто понимает, о чем я, сейчас грохнулся в обморок), потом «свой фирменный», потом слезы дракона, потом бобровую струю. Поняв, что меня не сломить, он совсем отчаялся и наотрез отказался наливать мне ром с соком, сказав, что это не коктейль, а не пойми что, и делать он это не будет. Я была в шоке. На беду горе-бармена, я была хорошо знакома с владельцем того заведения и, естественно, не преминула с ним пообщаться о клиентоориентированности. Сначала он говорил мне о том, что его бар позиционирует себя как классический, с закосом под лучшие произведения Хемингуэйя, потом смирился, что проблема была в слишком самоуверенном бармене. Ведь любой гость вправе выпить или съесть то, что он хочет в заведении, если это не противоречит его законам и на то есть необходимые продукты. И какая разница, яичница это с солеными огурцами или ром с соком? В любом случае, это прибыль в заведение, а о вкусах не спорят, и уж точно не судят.
Иногда у меня складывалось впечатление, что в бармены берут только козлов. Почему? Потому что только бармены могут позволять себе унижать официантов, хамить, грубить, называть их тупыми и считать свое поведение полностью оправданным, ведь те не знают элементарных вещей. К слову сказать, на моем веку ни один бармен не попытался объяснить официантам то, чего они не понимали, например, отличие бренди от коньяка, или сухого вина от полусладкого.
Конечно, козлы не все. Наглядно это демонстрирует нам на поверке сама жизнь. Те, кто действительно был влюблен в свою работу, а не красовался за модной стойкой, стали впоследствии бренд-менеджерами, управленцами, торговыми представителями хороших алкогольных компаний. Остальные? Работают в пивных разливайках, либо также стоят за барной стойкой без какого либо намека на карьерный рост.