Найти тему
ZaicevaVi

О Сергее Кузнецове. Учительство, цветные стекляшки и немного напыщенных сентенций.

Вечер, когда дочитан роман Кузнецова, и вместо мнения и описания, вордовский файл пытаются наводнить какие-то претенциозные дихотомии, несколько напыщенные, достаточно абстрактные и сильно далекие от характера самого труда, изданного в редакции Елены Шубиной в 2018 году.

Если вы не слышали об авторе и не знаете, зачем его читать, то кроме официальных признаний его таланта, вроде шорт- и лонг- листов различных отечественных премий (НацБест, Русский букер, Большая книга ect), сами за себя говорят его романы, полюбившиеся, разносторонние и приковывающие к себе интерес.

Нельзя здесь обойти вниманием слегка пугающий размерами «Калейдоскоп», который и описать лучше названия невозможно: времена, истории, жанры, характеры, аллюзии и отсылки рассыпаются на его дне, складываются в узоры, переплетаясь персонажами. Но кажущаяся сложность не откроется каждому, двойное, тройное дно увидит тот, кто ищет, исследователь-любитель, не мыслящий чтения без постмодерн-игры. Читатель же ищущий развлечения, найдет его, не обременяя локальные истории глобальными толкованиями. Компактная вселенная, разрастающаяся, если пытаться в ней разобраться. Можно долго, более или менее предметно вещать о том, что там происходит, даже подобрать дальних родственников («Облачный атлас» Митчелла, или «Контрапункт» Хаксли) для наглядности и более явной рекомендации для фанатов подобных книг, но сегодня более подробно хочется поговорить о другой работе Кузнецова.

«Учитель Дымов» с трудом встает на одну полку с «Калейдоскопом». Семейная сага, весьма простая по форме, да и по художественным средствам, история с трудом пытается не померкнуть в тени постмодерннистского талмуда. Однако, иной свет теплоты, семейственности и очень человеческих (даже, гуманистических) идей ее освещает.

История берет начало в поствоенной Москве, где мама и дочка вынуждены приютить в благополучной двухкомнатной квартире дальнюю родственницу, девочку-подростка, которая из чувства долга и благодарности будет их благодарить своим трудом, не замечая, как всю жизнь этому посветит.

Судьба Евгении, лишенная страстей и приключений, судьба простого человека, преданного своей семье, любви и близким, прослужит связующей нитью для разных поколений одной семьи Дымовых, все мужчины которой так или иначе станут учителями. Не всегда в привычном смысле, не самыми очевидными способами, однако намерение дать лучшее, что знаешь и умеешь, другим всех их сделает наставниками.

Неразрешенный, даже местами наболевший вопрос преподавания был и остается на гребне популярности. И мы, современные люди, как никогда далеки от того, чтобы идеализировать людей, которые учили нас, учат, возможно наших детей. Все ли они были хорошим примером? Должны ли они были такими быть, или хватит физики, химии или литературы, которую они преподавали? Не заменить ли их уже сейчас онлайн программами, ботами или искусственным интеллектом? Есть ли место Дымовым в современном мире?

Важно заражать окружающих тягой к знаниям. Если не вечному и прекрасному (не изжили ли ctmz еще эти категории, насколько можно научить морали 21 века, будет ли это глобальная мораль, все еще открытые вопросы), то тягой к знанию, образованности и информированности заряжать должны. Не всегда это будут учителя, преподаватели, даже коучи, но если эта миссия, а может, потребность, отпадет за ненадобностью, как рудимент времен до интернета и социальных сетей, то, кажется, и формирование связей между людьми, дружба и поддержка ослабнут, к этому выводу приводит история. Каждое поколение учеников поддерживало, помнило, помогало своим учителям и их детям, родственникам, спустя время и города.

Герои говорят, важно быть принципиальными, идти своим путем.

«Жить не по лжи», вслед за Солженицыным.

Освещать дорогу вперед, словно Данко.