Что это я все о деньгах и о деньгах? Давно пора поговорить и о творчестве, о том, как сделать лучше роман, повесть, рассказ, да и любой текст. Я литературный редактор или кто?
Сегодня мы поговорим о распространенной ошибке, которая делает унылым и скучным любой сюжет, а героев блеклыми и безжизненными.
Центральная фигура книги – герой. Никто и не спорит
Итак, допустим, автор придумал интересную историю о том, как герой из невзрачного и робкого паренька стал крутым мужиком, мечтой всех девушек, добился успеха, стал миллионером или, завоевав королевство, провозгласил себя королем. Идея эта хоть и не новая, но вполне перспективная. Как в этом случае вы стали бы развивать сюжет?
Наверное, герой нашел мудрого наставника или хорошего друга, начал прокачивать свои мышцы и навыки и постепенно обретать крутизну, уважение своих соратников и восторженное обожание девушек. То есть герой у вас развивается и движется к своей цели. Вроде бы все отлично?
Но книга кажется скучной. Она не захватывает, не заставляет читателя переживать и, затаив дух, ждать продолжения. К тому же конец-то у такой истории вполне предсказуем, иначе зачем автору ее рассказывать? Можно, правда, взять и убить главного героя в шаге от цели, но такой поворот сюжета читатели уж точно не оценят. Книги с плохим концом сейчас не популярны, это вам не XIX век.
Что же в этом супе… этой книге не хватает?
Не хватает злодея, главгада, который станет источником конфликта, создаст препятствия на пути героя, заставит того с ним сражаться, а читателей переживать и ахать от испуга или восторга.
Злодей не только придает повествованию особую пряность, но и оттеняет главного героя, делает его ярче, поступки персонажей становятся более значимыми и мотивированными.
Образ главгада должен быть не менее продуман и выписан, чем образ главного героя. Причем некоторые писатели так им увлекаются, что яркий живой, настоящей злодей, перетягивает на себя читательские симпатии. Но это уже тема другой статьи.
Какими бывают злодеи
«Злодей» – это, скорее, собирательное понятие, олицетворение конфликта, враг, который может принимать разные обличия.
- Реальный, живой недоброжелатель, явный или тайный завистник, соперник, черный властелин, вселенское зло и т. д.
- Обстоятельства, выступающие в роли «злого» фактора. Например, необходимость изначально слабого героя завоевать уважение соратников, или, преодолевая трудности, сражаясь с демонами, достать артефакт, без которого не достигнуть цели.
- Конфликт между главными героями, который необходимо разрешить. Например, герой и героиня, ненавидевшие друг друга в школе, встречаются через 10 лет и не могут смириться с возникшими чувствами.
- Внутренний враг – лень, робость, психологическая травма или дурное воспитание. Например, воспитанный в преступной среде герой старается стать лучше и борется с внутренними демонами и дурными склонностями. Это самый сложный вид злодея, требующий от писателя большого мастерства. Непросто построить повествование так, чтобы не скатиться в нудное и неинтересное для читателя рефлексирование.
Отсутствие конфликта в книге – одна из главных причин снижения к ней интереса читателей. Поэтому образ главгада нужно продумать заранее и уделить ему внимания не меньше, чем образу героя. Потому что именно злодей, чаще всего и движет сюжет, задает динамику и делает персонажей героями.
В следующий раз мы поговорим с вами о других ошибках и сложностях, а вы не забудьте порадовать своего литературного редактора лайком и подпиской.
Вы можете также почитать о том, с чего начинается книга и как не ошибиться с героями.