Наиболее забавным мне показалось прибытие в итальянский городок Термоли на Адриатике. Мы притащили баржу для вывоза грунта аж из Катара. И встали у причала, где показано стрелкой
Вскоре к борту подкатил на велосипеде щуплый человечек в клетчатом пиджаке с тонкими усиками типичного мафиозо. Он прошёл к капитану, а через довольно непродолжительное время снова завертел педалями, удаляясь по причалу. На этом всё и кончилось.
Свободным от вахты был разрешён выход в город с удостоверением личности моряка, его ещё называют "паспорт моряка". На этом спутниковом снимке видно, что никакого КПП, ограждения и даже просто шлагбаума в порту нет. Вышли на площадь слева, попили пивка и поднялись в город. 32 000 жителей, обычный приморский итальянский городишко.
Я не просто так написал в заголовке "встречали", ибо о российских, украинских и турецких портах я могу судить по состоянию на 2014 год, а в более далёких краях позже 2002 года я уже не бывал. Не думаю, что в Италии сохранилось такое благолепие, учитывая массовый поток мигрантов.
В Аргентине к нам на буксир вместе с двумя чиновниками приехал старенький фотограф. На следующий день привезли и всем раздали такие удостоверения, предварительно попросив сделать на них отпечаток своего большого пальца:
Вот смотрю - Бог мой, неужели я был таким молодым всего 20 лет назад? Эх, время-время...
В Буэнос-Айрес выходили свободно, ни разу эту бумагу никому предъявлять не пришлось, за исключением нашего моториста, который изрядно накатив красненького, почему-то решил убежать от обратившихся к нему уже поздним вечером полицейских. После продолжительных скачек по парку и прилегающим стройкам был стреножен и доставлен к трапу, без всяких последствий со стороны властей. По его словам, сатрапы, увидев этот листок, лишь махнули рукой со словами "а-а, маринеро русо ..."
В Бразилии мы стали на рейде Рио в бухте Гуанабара, властей я вообще не видел, видно вахтил или проспал сей момент. На берег высаживались со своей шлюпки, специальных местных бумаг нам не выправляли.
В Грузии в Поти весьма демократично, надо только всей команде показаться иммиграционному офицеру. Но зато у трапа выставляется вотчмен, стоят круглые сутки, при сходе и возвращении на судно проверяют паспорт моряка и делают запись в журнале. Однажды один из них попросил бутылку моторного масла и выносил её с борта с большой оглядкой, спрятав за пазухой. А на КПП при выходе с территории порта тоже записывали в журнал, выдавали картонку с номером и тут же предлагали обменять валюту. В Батуми ничего этого не было вообще.
В Румынии власти в лице трёх похожих на полицейских офицеров никакими процедурами команду не отягощали, но пришлось налить им солярки в канистры как минимум литров 120. Это было на входе в канал, ведущий от Констанцы вглубь страны. На обратном пути взятие дани повторилось.
Ничего не отложилось в памяти при заходе в греческий Волос, Лас-Пальмас и Барселону. Выходили на берег совершенно свободно, нкакого контроля.
В Турции построже, но вполне либерально. Иногда требуют показаться всей команде, иногда нет. Однажды померяли всем температуру, дистанционным термометром, похожим на пистолет. Я там пожалуй в десятке портов побывал, везде на выходе есть КПП. Где-то просто проходишь, а где-то сдаёшь на проходной удостоверение и получаешь взамен местный аусвайс.
В российских и украинских портах всё посложнее. Вот снимок из Севастополя, сделанный до 2014 года. Товарищи отправляются на встречу судна:
К нам, правда, пришли со спаниэлем. Вся команда, как я уже писал, на "Ахтиаре" состояла из севастопольцев. И был у нас такой желчный электромеханик, во время осмотра его каюты у шкафа для одежды появилась небольшая лужица. Он закатил скандал, что собака обоссала ему каюту. Пограничники вяло отбивались, что этого не может быть в принципе, наверно вода уже была разлита и т.п. Короче, все неплохо повеселились. Оформление прихода длилось три часа как минимум. Всё это время родственники, не видевшие нас почти год, пеклись под солнцем на причале.
Вишенкой на торте было то, что когда все формальности были завершены, граница открыта и команда двинулась с сумками на выход, один из таможенников вздумал проверять эти сумки у трапа. Его дружно послали куда положено и отодвинули с дороги. КПП обычно есть, но например, в Измаиле или Рени чисто формально, никто ничего там не проверяет.
В российских портах на Азовском море и в Ростове на борт заявляется не меньше пяти человек
Пограничники, таможенники, санитарный контроль. Когда смотрят каюты, когда нет. Обязательные отметки в паспортах моряка. Вопросы деликатного свойства решаются у капитана, а вот продукты иногда берутся под скрип зубов кока (кокши). Но не всегда, в последнее время это стало неактуально, а вот в начале нулевых годов весьма. В Керчи в 2004 году санинспектор даже электролампочек возжелала.
Предельно просто проходили встречи с властями в США и ЮАР, ОАЭ. Я их вообще не видел, ни по приходу, ни при отходе. Возможно, у других моряков свой опыт в этом вопросе, интересно было бы почитать, я вот в Азии вообще не бывал, поделился лишь своим.
Ещё можно почитать:
Как моряки иногда пересекают границу
Как я паспорт моряка обменивал. Госпожа Удача.
Как мы с нелегальной миграцией боролись