Когда говорят о привлечении к работе поколения Z (рожденные после 1995 года), почти всегда предполагают, что речь идет о сфере IТ или маркетинге.
Действительно, согласно исследованиям компании Universal, недавние школьники чаще всего идут в университет изучать разработку программного обеспечения и администрирование информационных систем, либо продажи. Чаще всего, но не всегда.
Есть и те, кто решает попробовать себя в технических специальностях. Именно они приходят работать в «реальный сектор экономики» — на производство или, проще говоря, на завод.
Трудности перевода
Любопытный, непоколебимый в своей уверенности представитель Z сталкивается с коллегами со стажем работы от 15 лет и больше. Он так много нового готов привнести для увеличения эффективности команды, в голове тысячи идей, но инициатива наталкивается на «мы тут 20 лет работаем, сами знаем, как надо».
Самый частый запрос на результат тимбилдинга, который получаю от производственных компаний, — как «подружить» молодежь и более возрастных сотрудников компании. Ответ — изменить формат их общения с «соперничества и споров» на «взаимообучение и взаимодействие». Возможно ли это? Безусловно, да.
Учить нельзя. Работать
Почему формат «обучения» для молодого специалиста неэффективен? Из личного опыта: «учить» будет взрослый, опытный коллега в возрасте 45-55 лет (так называемое поколение X, рожденные с 1963 по 1984 годы). Здесь стоит упомянуть «Теорию поколений» Штрауса и Хоувома. Суть в том, что «новое поколение» рождается каждые 20 лет и связано с ключевыми событиями и явлениями, происходящими в мире.
Перекладывая эту теорию на нашу ситуацию, получаем, что учить Z будет X. Столкнутся две реальности. Первая — человек, который родился в эпоху «Снэпчата» и «Инстаграма», критично настроенный, в большинстве случаев безразличный к политике, живущий онлайн 24/7. И вторая — человек, родившийся до появления цифровых технологий, заставший «Холодную войну», перестройку.
Сложно представить, как люди настолько разные смогут в процессе обучения вести диалог на равных. Ведь они в первую очередь коллеги. На практике выходит, что все скатывается к банальному «Я старше и умнее. Молчи, слушай и запоминай». Можно ли выстроить этот диалог иначе? Конечно.
Играйте на сильных сторонах
В 2017 году обнародовали результаты исследования «Поколения», проведенного Universum и лидерским центром Mассачусетского технологического института. Социологи опросили более 18 тыс. студентов и специалистов по всему миру — от представителей X, которые работают на одном месте более 20 лет, до выпускников Z, которые только выбирают будущее место работы. На основании их ответов были выявлены и описаны основные черты поколений.
Я использую эту информацию при анализе команды, с которой работаю. Сегодня хочу поделиться с руководителями команд тремя универсальными советами:
- Не настаивайте на обучении молодых сотрудников, пусть взаимодействуют со старшими коллегами в процессе работы. Найдите то, в чем их интересы могут совпадать и дополнять друг друга. Так, «иксы» помнят мир без гаджетов и в полной мере могут оценить все их преимущества сейчас, а для «зетов» быть онлайн 24/7 — норма жизни. Предложите отделу совместно освоить новую программу, команда достигнет цели быстрее за счет «диджитализации» поколения Z и интереса к техническому прогрессу поколения Х.
- Ставьте команде задачу, которую можно эффективно решить только совместно. Помните, что поколение Z нацелено на эффективную работу и практически молниеносный результат. У представители Х в большинстве своем всегда есть «план B», они готовы и умеют выполнять рутинную работу, без которой не обходится ни один процесс.
- Будьте в курсе прогресса каждого члена команды, замечайте достижения, освоение новых навыков и обращайте на это внимание остальных. Человек работает эффективнее в дружелюбной среде, где ощущается поддержка и осознается ценность каждого.
Я видел много разных команд. С уверенностью могу сказать, что максимально эффективны те, в которых разница в возрасте коллег достигает 30 лет, задачи каждого учитывают его сильные стороны, а корпоративное общение строится на обмене знаниями и навыками.