7 мая 1828 года в городе Перте, Шотландия, в богатой семье Джорджа и Софии Маргарет Грей родилась девочка, которую назвали Ефимия Чалмерс Грей. Тогда еще никто не знал, что она станет участницей одного из самых крупных скандалов викторианской эпохи.
Семья Эффи (так звали девочку в семье, под таким именем она вошла в историю) была в дружеских отношениях с семьей Джона Рёскина, английского писателя, художника, теоретика искусства.
Джон был старше Эффи на девять лет, часто бывал в доме семейства Грей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что молодые люди полюбили друг друга и в 1846 году поженились. Эффи было восемнадцать, Джону - двадцать семь.
Со стороны казалось, что они идеальная пара. Рёскин много работал, вскоре были опубликованы "Камни Венеции", в их доме всегда было множество интересных гостей. Супруга критика умела создать изысканную и, вместе с тем, непринужденную обстановку...
Но было ли все так идеально в их семействе? О том, что их семья была необычной, выяснилось через несколько лет их брака.
В 1853 году Джон Эверетт Милле, другом и покровителем которого был Джон Рёскин, начал картину "Приказ об освобождении, 1746" . В качестве женской модели он пригласил Эффи.
Картина изображает верную жену шотландского солдата, который был заключен под стражу после восстания якобитов, пришедшую с приказом о его освобождении. Она показана стоящей лицом к стражнику, держащей своего ребенка, в то время как муж обнимает её.
Во время работы над картиной начался роман между Эффи и Милле. Вроде бы ничего странного - чувства между художником и моделью дело не редкое. Тем более Джон Эверетт Милле внимателен, обходителен, добр. Рёскин же постоянно занят работой, на жену обращает внимания мало. Причем, в самом прямом смысле.
Пикантный момент выяснился во время бракоразводного процесса. Эффи сама ушла от мужа и подала на развод, объясняя его тем, что за все годы брака так и осталась девственницей. Их брак был признан недействительным. В 1854 году супругов Рёскин развели.
Эта история вызвала большой публичный скандал. Эффи обвиняла своего бывшего мужа в мужской несостоятельности. Сам Рёскин объяснял это тем, что не хотел совершать с женой супружеские действия, чтобы не испортить её природной красоты. Недоброжелатели утверждали, что Рёскин был психически зациклен на красоте обнаженных женщин классического искусства и тело жены вызывало у него отвращение.
Как бы там не было, почти все окружение поддержало поступок Эффи, считая её жертвой семейной жизни с Рёскином. Тем более все знающие его характеризовали как деспотичного типа.
Но все-таки Эффи оказалась разведенной женщиной, что не приветствовалось в эпоху королевы Виктории, ярого борца за крепкий брак. Ей не разрешено было находиться в присутствии королевы Виктории, поэтому если где-либо ожидалось появление королевы, Эффи туда не приглашалась.
В 1855 году Эффи и Джон Милле поженились. За время их супружества Эффи родила Милле восьмерых детей.
Эффи была хорошей женой, во всем поддерживала мужа. Не мала и её заслуга в том, что Джон Эверетт Милле стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых художников того времени.
Эффи и Джон прожили долгую счастливую жизнь.
Эффи умерла в 1897 году в возрасте 69 лет. Она пережила мужа всего лишь на год.