Найти тему
киНоНостальгия

За пригоршню долларов. Начало.

Оглавление
Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)
Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)

Клинту за 30. За спиной эпизоды второразрядных фильмов и несколько сезонов теле-вестерна Rawhide. Для актера с амбициями ситуация не лучезарная.

Неожиданно Иствуда приглашают в Италию, где начинающий режиссер Серджио Леоне снимает малобюджетный вестерн. Итальянский вестерн? От этой обидной для американца идеи, равно как и от мизерного гонорара, уже успела отказаться голивудские звезды.

У Иствуда был перерыв на ТВ, и он подумал - почему бы не провести несколько недель в Италии и Испании, а заодно немного подработать? Одно из самых удачных решений в истории кино. Иствуд не подозревал, что его "римские каникулы" станут трамплином к головокружительной карьере, успеху, признанию и богатству.

За пригоршню долларов/A Fistful of Dollars (1964)

Кадр из фильма "За пригоршню долларов" (1964)
Кадр из фильма "За пригоршню долларов" (1964)

Съемки показались Иствуду забавными. Режиссер, забавный толстяк, помешанный на Голливуде, не говорил по-английски, Иствуд не понимал итальянский. Особым дискомфортом для Иствуда была вечная сигара во рту его персонажа - актер рьян исповедовал здоровый образ жизни.

Снимали быстро и дешево. Заодно нарушая все голливудские табу - в американской индустрии действовал "кодекс Хейса", сурово регулирующий вопросы морали, нравственности, секса и насилия в фильмах.

Кадр из фильма "За пригоршню долларов" (1964)
Кадр из фильма "За пригоршню долларов" (1964)

Закончив съемки, Иствуд отбыл в Америку и думать забыл о странном фильме. А через некоторое время услышал, что в Европе делает огромную кассу фильм с его участием "За пригоршню долларов". Иствуд недоумевал - рабочее название было другим. Но слух оказался правдой - снятый за пригоршню лир, вестерн Серджио Леоне стал кассовой сенсацией.

Кадр из фильма "За пригоршню долларов" (1964)
Кадр из фильма "За пригоршню долларов" (1964)

Причины успеха были очевидны - "вестерн по-итальянски" ломал привычные каноны жанра. Динамичный, стильный, визуально изощренный, наполненный насилием, непривычным для морализаторского вестерна. Плюс великолепная музыка никому неизвестного Эннио Морриконе.

И впечатлял персонаж Иствуда, столь не похожий на стандартного героя вестерна. Немногословный, с хищным прищуром и неторопливой речью. Манипулятор, ловко лавирующий между враждующими бандами, получающий плату за услуги от обоих конкурентов, но в то же время имеющий внутренний кодекс чести.

На несколько долларов больше/For a Few Dollars More (1965)

Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)
Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)

Разумеется, вдохновленные бешеными кассовыми сборами продюсеры тут же заговорили о следующем фильме. "Больше" стало ключевым словом - вырос бюджет, гонорары, масштаб, продолжительность фильма.

 Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)
Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)

Увеличилось и число главных героев - соперником-напарником "человека без имени" (Иствуд) в охоте за бандитом Индио стал таинственный полковник Мортимер (в этой роли ветеран американских и будущая звезда итальянских вестернов Ли Ван Клиф).

Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)
Кадр из фильма "На несколько долларов больше" (1965)

Неизменным оставалось главное - уникальный режиссерский стиль Леоне, ироничное переосмысление традиционного вестерна и фирменная музыка Морриконе. Не претерпел изменений и образ Иствуда - своеобразного антигероя, который мог добить безоружного раненого, не прочь был поживиться, и при этом все-таки рисковал во имя справедливости.

Хороший, Плохой, Злой/The Good, the Bad and the Ugly (1966)

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

"На несколько долларов больше" оправдал название и принес на очень-очень много долларов больше. "Спагетти-вестерны" (так иронично прозвали итальянскую продукцию) стали феноменом европейского проката. А значит железо надо было ковать пока горячо.

"Хороший, плохой, злой" имел гигантский бюджет по сравнению с предшественниками. Леоне задумал снять эпические приключения трех колоритных титульных персонажей в поисках похищенной армейской кассы во время войны Севера и Юга.

"Пригоршня" снималась на гроши, на задворках декораций других фильмов - для "Хорошего, плохого, злого" строились целые городки, собирались приличные массовки, взрывали мост после внушительной батальной сцены. В общем, Леоне играл по-крупному. И выиграл.

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

Выиграл тоже по-крупному. "Хороший, плохой, злой" стал кассовым хитом, а со временем признался безусловным шедевром Леоне и всего жанра.

Блестящий сценарий, в котором сплетаются жестокость и черный юмор, стремительные повороты сюжета и остроумные диалоги. Эталонная режиссура, которую изучают в мировых киношколах, великолепная работа оператора и монтажера. Гениальная музыка Морриконе - заглавная тема неизменно входит во все топы лучших саундтреков мирового кино, борясь за вершину узнаваемости с "Имперским маршем" из "Звездных войн" и музыкой из "Крестного отца".

Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)
Кадр из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966)

А что Иствуд? Наконец, все 3 фильма под названием "долларовой трилогии" вышли в американский прокат. Успех был грандиозный. Итальянский взгляд на дряхлеющий жанр вестерна оказался глотком свежего воздуха, и кассовые сборы были тому лучшим свидетельством. По иронии судьбы "Человек без имени" (так собирательно окрестили персонаж Иствуда во всех трех фильмах) сделал малоизвестному телевизионному актеру очень громкое имя.

После успеха "трилогии" Иствуд станет одним из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда, одним из первых, чьи гонорары достигнут астрономической в те времена суммы в миллион долларов за фильм. "Но это уже другая история".