Это последняя средневековая королева Англии, о которой рассказывается в книге Лизы Хилтон. И наш перевод заканчивается. Надеюсь, читателям было интересно. В ближайшее время может быть напишу о ком-нибудь ещё.
Элизабет родилась 11 февраля 1466 года, она была первым ребёнком в браке короля Эдварда IV и Элизабет Вудвилл. Вскоре у короля и королевы родились ещё две дочери – Мэри (1467) и Сесили (1469). В возрасте трёх лет Элизабет была помолвлена с племянником «делателя королей» графа Уорика – восьмилетним Джорждем Невиллом, получившим титул герцога Бедфорда. Эта помолвка должна была закрепить мир между королем и бунтующим «делателем королей», который некоторое время опять подчинялся Эдварду IV. Через несколько месяцев Уорик опять восстал против короля, Эдвард IV бежал в Бургундию, а Элизабет с матерью и сёстрами скрывались в аббатстве Вестминстер, где королева родила сына и наследника престола. На страстной неделе 1471 года Эдвард IV вернулся в Лондон и вскоре разбил графа Уорика, и затем армию Ланкастеров. В 1475 году Эдвард IV заключил в Пикиньи договор с Францией, и принцесса Элизабет могла быть помолвлена с наследником французского престола дофином Шарлем. Отец называл Элизабет «маленькой дофиной», она изучила французский и испанский языки.
Однако помолвка не имела продолжения. В 1476 году Эдвард обсуждал возможность помолвки Элизабет и Генри Тюдора с матерью Генри Маргарет Бофор, праправнучкой Эдварда III. Маргарет хотела бы восстановить права сына на графство Ричмонд. После внезапной смерти Эдварда IV в 1483 году и последовавшего конфликта между родственниками королевы Элизабет Вудвиллами и братом короля Ричардом Глостером, Элизабет вместе с матерью и сёстрами скрывалась снова в аббатстве Вестминстер. В июне брак Эдварда IV с Элизабет Вудвилл был объявлен недействительным, и Элизабет вместе с братьями и сёстрами – незаконнорожденными. В июле Ричард Глостер короновался с именем Ричард III, судьба братьев Элизабет – Эдварда и Ричарда, находившихся в Тауэре, была неизвестной. В это время Маргарет Бофор вновь затронула вопрос возвращения графского титула сыну, который находился в изгнании. Несмотря на то, что Маргарет Бофор принадлежала стороне Ланкастеров, она и её третий муж лорд Стенли были в то время в фаворе при дворе. Маргарет на коронации несла шлейф королевы Анны, жены Ричарда III. Вновь она обсуждала и вопрос о браке между принцессой Элизабет и своим сыном Генри. Маргарет почувствовала, что её сын может рассчитывать на нечто большее, чем просто возвращение графства. Она секретно связалась с герцогом Бэкингемом, а также с Элизабет Вудвилл, находившейся в аббатстве. С Элизабет Вудвилл у Маргарет был общий врач, которому разрешили навещать бывшую королеву. Маргарет договорилась о помолвке сына и принцессы Элизабет не с королем, а с Элизабет Вудвилл, план включал вторжение Генри в Англию и свержение Ричарда III. Она также вела двойную игру с Бэкингемом, который имел тоже отдалённые права на престол, и обещала ему поддержку сына. 8 сентября сына Ричарда III был объявлен принцем Уэльсским, и Элизабет Вудвилл посчитала, что её сыновья убиты. Определенную заинтересованность в уничтожении прямых наследников имела и Маргарет Бофор.
Маргарет Бофор
В октябре заговор был раскрыт. Бэкингем казнен. Генри Тюдор доплыл до Плимута, но повернул назад. Маргарет Бофор была заключена под домашний арест в замке мужа, который во время заговора старался показать преданность Ричарду III. Маргарет продолжала переписываться с сыном и некоторыми бежавшими во Францию рыцарями. В их присутствии на Рождество 1483 года в соборе Реймса Генри Тюдор дал клятву жениться на Элизабет Йорк.
В марте 1484 года Элизабет Вудвилл и её дочери покинули аббатство, им было разрешено вернуться ко двору. Принцесса Элизабет и её сёстры были официально объявлены незаконнорожденными дочерьми короля Эдварда IV. В апреле 1484 года у короля Ричарда III умирает наследник. Королева Анна не имеет других детей, распространяются слухи, что она больна, и король ищет уже замену. На Рождество 1484 года в центре внимания, игр и шуток находится Элизабет Йорк. Слухи указывают, что она будет новой королевой.
И Элизабет выглядит радостной, восхищённой. Доказательство, что Элизабет Йорк была вовлечена в проект женитьбы её дяди до смерти королевы Анны привел сэр Джордж Бак в 17 веке, потомок рыцаря, погибшего на стороне Ричарда при Босворте. Он опубликовал письмо, написанной Элизабет Йорк герцогу Норфолку с просьбой поддержать проект женитьбы. Сам Бак был автором, симпатизирующим Ричарду, но письмо это не найдено, а работа историка была переписана его племянником, а затем ещё частично утеряна. Так что сомнения в правдивости были.
Лиза Хилтон ссылается на работу Розмари Хоррокс в Английском историческом ревью за 1982 году, которая исследовала текст Бака и сделала вывод о достоверности письма. Что же там было написано? Элизабет обращается к герцогу Норфолку с просьбой о поддержке в её браке с королём, который является её единственной радостью, и которому она принадлежит душой и телом, и середина февраля уже прошла, и она боится, что королева Анна никогда не умрёт. Что показывает это письмо? В середине февраля Ричард III объявил, что королева Анна больна, и он с ней больше не спит. Стали ли Ричард и Элизабет любовниками? Было это или нет, но Элизабет высказывала удовольствие по поводу возможности брака с человеком, поступившем с её семьёй довольно жестоко.
Элизабет Йорк
Королева Анна умерла 16 марта 1485 года. Молва обвиняла в её смерти короля Ричарда. 30 марта 1485 года Ричард III сделал заявление, что слухи о его браке с Элизабет распространялись врагами. Элизабет не присутствовала на похоронах королевы и была удалена от двора. Её отправили в поместье лорда Стенли к Маргарет Бофор, до которой могли дойти слухи о затруднительном положении Элизабет при дворе, в расчете, что Маргарет возьмёт на себя ответственность за предполагаемую будущую невестку. Элизабет опрометчиво подвергла риску амбиции Маргарет. Генри Тюдор был достаточно оскорблён, чтобы рассматривать иные варианты брака. Но Маргарет написала сыну письмо о том, что женитьба на Элизабет критически необходима для достижения короны, и он должен наступить на свою гордость. Элизабет затем была помещена в другое поместье – Шериф Хаттон, где уже находился её кузен граф Уорик, племянник Ричарда III. Генри Тюдор тем временем продолжал готовиться к вторжению и собирал силы во Франции. Когда Ричард III веселился при дворе с Элизабет, Генри Тюдор планировал поход на лето. И 7 августа 1485 года он высадился в Милфорд-Хейвене. Ричард III отреагировал на это весёлым замечанием, что наконец наступил долгожданный день, и вскоре он продемонстрирует свой триумф. 22 августа противники встретились на поле Босворта. Для Генри Тюдора всё зависело от того, на чьей стороне будет его отчим Стенли. Историческое решение было принято сэром Уильямом, братом Стенли, который изменил историю и направил свой отряд в тыл Ричарду III. Босворт был не только битвой за корону, это было концом одной эпохи и началом другой. Через девять месяцев после свадьбы Элизабет Йорк родила сына. Генри VII выбрал имя для первого принца Тюдоров так, чтобы показать основание новой династии – Артур.
После Босворта Элизабет была возвращена в Лондон и встретилась с матерью. Покои для неё были приготовлены в доме Маргарет Бофор. Её обрученный был в Лондоне с сентября, но свадьба состоялась только 18 января 1486 года, после того, как спикер Палаты лордов в декабре не задал вопрос королю Генри о выполнении обещания жениться. Почему Генри ждал так долго? Было ли это связано со слухами об отношениях Элизабет с дядей, и он хотел удостовериться, что Элизабет не беременна? Или король хотел отделить свои права на трон от прав жены, которая имела их гораздо больше? Задержка с коронацией Элизабет Йорк подтверждает последнее. Генри не хотел получить корону через жену. Он завоевал её сам, а не унаследовал. Двойная коронация мужа и жены могла быть воспринята как совместное правление. Ни у кого не было сомнения, что брак Генри и Элизабет – это союз двух враждующих династий. В папской булле на Троицу 1486 года подчеркивалось, что союз Генри и Элизабет должен прекратить длительную вражду в Англии. Но Генри на свадебной церемонии старался не упоминать происхождение Элизабет, прославляя только её добродетель и красоту.
Элизабет не была коронована до ноября 1487 года, до этого времени Генри разбирался с возможными соперниками, самой сильной проблемой было восстание Ламберта Симнела в 1487 году, который выдавал себя за кузена Элизабет графа Уорика. Коронация Элизабет была построена так, чтобы минимизировать её собственные права на престол. Она приплыла на барже из Гринвича, и была встречена королем как будто иностранная невеста. Элизабет сопровождала Маргарет Бофор, а не кто-либо из родственников, и не было никаких символов Йорков. Только символ Эдварда IV дракон был использован в декорациях, но Генри считал валлийского дракона и своим символом тоже. Папская декларация 1486 года подтвердила права на трон именно Генри, и если бы у Элизабет умерла без потомства, то трон переходил бы наследникам Генри. Официально претензии Йорков прекратились с принцами в Тауэре, но Генри беспокоился и подозревал, что родственники Элизабет могут помешать новой династии. Генри также подчеркивал своё происхождение от Катрин Валуа, чтобы упрочить свои права на престол.
Генри VII и Элизабет Йорк. Картина 19 века, использована для оформления британского парламента.
Генри имел славу алчного, мелочного короля. Его отношения к семье жены это подтверждает. Сёстры Элизабет Сесили, Анна, Кэтрин и Бриджет имели право на наследство, но Генри забрал все земли в корону и не дал принцессам никакого приданного. Дочери Эдварда IV таким образом без приданного и дипломатической поддержки не могли сделать партию за границей. Бриджет поступила в монастырь. Кэтрин вышла замуж за графа Девон, Сесили за родственника Маргарет Бофор. Элизабет выделила им средства и небольшое приданное. Муж Кэтрин вскоре оказался в тюрьме за связь с графом Саффолком, претендентом на престол со стороны Йорков. Элизабет взял детей Кэтрин под свою опеку и дала им воспитание.
Сесили после смерти старого мужа вышла замуж за простого сквайера Томаса Кайна, что возмутило короля Генри. Но Элизабет и её свекровь Маргарет поддерживали пару. Маргарет предоставила им свой дом в провинции, но у Сесили и Томаса Кайна не хватало денег, они переезжали, экономили, и их жизнь была далека от обеспеченной. Когда Сесили умерла в 1507 году, Маргарет Бофор оплатила её похороны. Отношения Элизабет с её амбициозной доминирующей свекровью были с оттенком двусмысленности.
На публике их отношения были сердечными, они даже останавливались в одних покоях, вместе праздновали Рождество. Первая дочь Элизабет, родившаяся в 1489 году, получила имя Маргарет. Обе женщины совместно не допустили раннего брака принцессы Маргарет с королём Шотландии в 1498. Её бабушка Маргарет со знанием дела говорила, что девочку нельзя отпускать к королю, который не будет ждать и принесёт вред её здоровью. Но сложно предположить, что женщина, так ревниво относившаяся к сыну, как Маргарет Бофор, будет покладистой свекровью. Испанский посол в 1498 году писал о неприязни между двумя женщинами, и необходимостью для Элизабет подчиняться. Элизабет и Генри имели тёплые, хорошие отношения в браке, но первой женщиной в жизни короля оставалась его мать. Но у двух женщин были общие интересы, например, поддержка книгопечатания.
Первый книгоиздатель Уильям Какстон пользовался поддержкой семьи Эдварда IV, и Элизабет также была его заказчицей. Маргарет же обычно просила короля поддержание издание книг. Для королевской семьи были напечатаны детские книги для подрастающих Артура и Маргарет.
Элизабет не присутствовала на похоронах матери из-за родов, но появившаяся девочка, названная Элизабет, умерла в младенчестве. Элизабет потеряла также сына Эдмунда, рожденного в 1499, и последнюю дочь Кэтрин. Но у неё были двое здоровых сыновей – Артур (1486) и Генри (1491), и дочери Маргарет (1489) и Мэри (1495). Генри не заботился о сёстрах Элизабет, но для него крайне важно было породниться через детей с самыми знатными домами Европы.
Планы для Артура начались вместе с его рождением, и в 1489 году было достигнуто соглашение с Испанией о браке принца и младшей дочери Фердинанда и Изабеллы Каталиной. Для Генри это было не только дипломатическим шагом, но и подтверждением его короны. Каталина Арагонская была потомком Джона Гонта и дочерь знаменитых королей, самой престижной невестой со времени Катрин Валуа. Арутр был единственным из детей Элизабет, чей брак она увидела. Но приготовления к свадьбе отражали интересы Маргарет Бофор. В 1499 году состоялась предварительная церемония с участием испанского посла. Элизабет написала письмо официальное королеве Изабелле Испанской. Маргарет Бофор отправила инструкции по подготовке невесты, в частности, чтобы она знала французский язык. Маргарет не говорила по-испански, а Элизабет знала язык невесты своего сына.
Но для адаптации при дворе Каталине требовался французский. Маргарет Бофор также назначила придворных для испанской принцессы. До свадьбы король Генри должен был также подтвердить Испании незыблемость его трона. В 1499 году были казнены фактический и лже-претенденты на престол - граф Уорик и некие Перкин Уэрбек, выдававший себя за младшего брата Элизабет Ричарда Йорка. Уорбик был арестован ранее, но некоторое время ему было дозволено жить при дворе королевы Элизабет. Казнь её двоюродного брата Уорика показала, что муж Элизабет может быть при необходимости суровым и жестоким.
Кэтрин Арагонская прибыла в Англию в 1501 году после сложного плавания, чтобы было обычным для будущих королев. Они поженились с Артуром в ноябре в соборе Св. Павла и затем поселились в бывшем доме Сесили Невилл, герцогини Йорк.
Свадьба сопровождалась недельными зрелищами и турнирами. Рождество королевская семья провела в Ричмонде, который был самым великолепным из дворцов Тюдоров в то время. Этикет там был организован Маргарет Бофор, а обстановка была со времен Эдварда IV в бургундском стиле. Элизабет родилась при дворе и привыкла к этой роскоши, а Генри не был воспитан в королевском обществе.
Генри не очень понимал в придворных представлениях, доверяя всё матери, но Элизабет могла сравнить праздники с более пышными торжествами при дворе её отца. Но чтобы Элизабет не думала о своём муже, на людях она всегда была ему предана.
Её политическое влияние было минимальным, она занималась воспитанием детей и немного помогала бывшим сторонникам Йорков, например, слугам своего дяди Энтони. В быту она была экономной, предпочитала недорогую одежду и обувь, и платила своей прислуге меньше, чем платила её мать, королева Элизабет Вудвилл. Её королевская жизнь сильно отличалась от жизни матери. Элизабет была скорее супругой, чем королевой. Эпоха средневековых активных королев заканчивалась. Элизабет была бабушкой первой правящей королевы Мэри и великой Елизаветы. Передала ли она им что-то? Элизабет прошла непростую школу выживания, и для неё важно было жить спокойно.
Генри VII и Элизабет, Генри VIII и Джейн Сеймур.
После свадьбы Артур и Кэтрин отправились в Ладлоу для самостоятельной жизни и участия в управлении, хотя Элизабет была против отъезда юной пары. В апреле 1502 года Артур умирает. Известие пришло королю ночью, и Генри тут же послал за Элизабет сообщить горестную новость. Элизабет мужественно сказала: «Бог оставил нам ещё одного прекрасного принца и двух прекрасных принцесс, и мы ещё молоды». Затем она бросилась в свою спальню и разрыдалась, а Генри бросился её поддерживать. Королева попросила свою невестку Кэтрин жить при её дворе и обещала свою заботу. В январе 1503 года Элизабет совершила своё последнее путешествие из Хэмптон-корта в Тауэр для родов. Она умерла в день своего рождения 11 февраля 1503 года вскоре после рождения дочери Кэтрин, которая тоже не выжила. Генри очень скорбел по своей супруге. А в 1509 году их второй сын уже король Генри VIII женился на Кэтрин Арагонской.