Привет, друзья! С вами снова Илья. Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно", где я тоже рассказываю об истории Москвы. Там информации еще больше:)
Знаете ли вы, что раньше перед современным Крестовским мостом были две одноимённые башни? Для чего их построили? Почему многие считали их архитектурным уродством? И как так получилось, что башни не простояли на своём месте и 50 лет? Сегодня расскажу об этом. Будет интересно:)
Тяжелы и неказисты
Крестовские водонапорные башни возвели в 1892 году. В рамках проекта реконструкции Мытищинского водопровода. Они должны были стать его важность частью. Архитектором сооружения стал М.К. Геппенер. И творение его восприняли неоднозначно.
Коллеги в принципе часто отмечали, что конструкции Геппенера тяжеловесны и угрюмы. То же самое он воплотил и в проекте Крестовских водонапорных башен. По мнению архитекторов, они получились слишком толстыми, поэтому казались приземистыми и низкими. Хотя высота их была не маленькой (около 40 метров).
Башни были сделаны из кирпича и получились похожими на средневековые крепости. Кстати, у горожан при их виде возникали неприятные ассоциации с Бутырской тюрьмой. Действительно, если посмотреть на фото, то что-то общее есть.
К тому же в качестве претензий высказывалось и то, что башням не место у площади Рижского вокзала. Якобы они портили всю перспективу 1-ой Мещанской улицы.
Недальновидность чиновников
В верхнем ярусе башен размещались резервуары ёмкостью 1850 кубических метров. На пяти нижних этажах располагались жилые и служебные помещения, а также контрольная станция водомеров. Крестовские башни получали воду с Алексеевской насосной станции и направляли её самотёком по водопроводным магистралям в центральные районы города.
Однако почти сразу после реконструкции Мытищинского водопровода стало понятно: со своей задачей он не справится. Для Москвы, где уже начинали появляться многоэтажные дома, напора Крестовских башен не хватало. Пришлось городской управе вкладывать новые деньги в строительство Москворецкого водопровода. Хотя и он, как выяснится позже, особо ситуацию не изменит.
Был у башен и ещё один существенный минус. Их поставили на достаточно крупной, даже по тем временам, магистрали. Два сооружения соединялись между собой ажурным мостиком. Из-за этого для транспорта оставалось очень небольшое пространство для проезда - всего 12 метров.
Никому не нужны
В 1930-х появился канал Москва-Волга. Его открытие надолго сняло проблему водоснабжения города. Он и сегодня, кстати, продолжает оставаться очень важной частью системы водоснабжения столицы.
Из-за этого Крестовские башни потеряли своё значение и стали ненужными. Хотя с момента их постройки прошло всего лишь чуть больше 30 лет. Сначала в башнях разместили музей истории Москвы. Но вскоре стало ясно, что сооружения представляют серьезную помеху для транспортной магистрали.
В 1930-х некоторые архитекторы предлагали проекты по реконструкции башен, чтобы сохранить их. Интересно, что внешний вид строений их тоже не устраивал, и они хотели сделать сооружения немного красивее. Однако успеха эти инициативы не имели. И в 1940 году Крестовские башни снесли во время реконструкции Ярославского шоссе.
Возможно, решение было правильным. Башни действительно мешали проезду. А представить их сейчас на том же месте невозможно...Да и с архитектурной точки зрения они, как вы поняли, были достаточно спорными.
А вы как считаете, правильно, что снесли Крестовские башни? Или сейчас они бы хорошо смотрелись у площади Рижского вокзала?
Ну, а у меня на этом всё на сегодня. Спасибо, что дочитали до конца:) Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк и подписаться на мой блог. Удачи!