© Юрий Иванов-Скобарь, 2019 ISBN 978-5-4496-3540-2 Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero Годовые кольца: Стихи / Юрий Иванов-Скобарь. — [б. м.] : Издательские решения, 2019. — 46 с.
ГЛАВНОЕ – БОГАТСТВО ВНУТРЕННЕГО МИРА, НАСЕЛЁННОГО ОБРАЗАМИ, БЕЗОШИБОЧНО ИЗВЛЕЧЁННЫМИ ИЗ ОКРУЖЕНИЯ
Привычно считать, что поэты концентрируются в городах, где для литературной деятельности доступны все интеллектуальные блага цивилизации – библиотеки, архивы, музеи, где сложились различные литературные сообщества, проводятся встречи и вечера. Мы стремимся к центрам культуры и образования, справедливо надеясь на их поддержку в своём творчестве, но забываем, что пути искусства так же неисповедимы, как и пути Господа. Поэтическое чувство вспыхивает независимо от обстоятельств жизни, изысканности среды. Удивительной и романтичной представляется история поэта, живущего в глухой деревне, занятого своим хозяйством, наблюдающего за пробуждением мира в те ранние утренние часы, когда города со всеми их поэтами ещё спят.
…Я редко влюблялся и честно любил,
разлука — крушенье надежд…
Но каждое лето я в сад выходил
в доспехах рабочих одежд. («САД»)
Отсюда и название нового сборника стихов Юрия Иванова-Скобаря имеет естественно-природный характер – «Годовые кольца» (Издательская система Ridero; 2019). Стихи нарастают от года к году, вбирая в себя впечатления, переживания, картины сельской жизни, храня внутри своих колец основу характера и устойчивость мировоззрения поэта, который за повседневными трудами привычно вслушивается в тишину.
ПОЛНОЧЬ
нежданный стук в дверь
любовь?
судьба?
смерть?
угадай с одного раза
другого может и не быть
Нельзя сказать, что погружение в российскую глубинку вовсе отрывает человека от общения с собратьями по перу. Наше время даёт возможность диалога в безграничной атмосфере Интернета, но всё же книга – объект материальный, и слово материализуется в ней. Не всё подвластно Интернету, оперирующему лишь виртуальными образами и понятиями. И единственным реальным контактом для отшельника является феерия литературных фестивалей, которые проходят в летнее время в России и сопредельных ей дружественных странах, создавая краткосрочные, но ценные творческие связи, позволяя обменяться новыми книгами, заявить о себе, читая стихи перед реальными слушателями, – блеснуть новыми годовыми кольцами, отозваться впечатлениями в новых стихах.
ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЛОЦКЕ
Святая София парит над рекой
Франциска Скорины вальяжен бульвар
студент на скамейке уткнулся в смартфон
скучает без дела вождя монумент
под солнцем проста перекличка эпох
Книга имеет три раздела: «Вечер», «Гравюры», «Багажная полка», в каждом из которых своё настроение. И если в первых двух собраны новые стихи, то на «Багажной полке» хранится избранное из ранее изданной книги «Хронология обстоятельств» (2010). Такое соединение при сопоставлении даёт неожиданный автобиографический эффект, показывает, как за истекшие десять лет изменилось авторское лицо поэта – его голос, взгляд, слог. Кроме того, изменился и состав объектов его поэтического отклика. Если в ранней книге преобладали рифмованные стихи, то в новой книге приоритет дан стиху свободному. Если в первой книге внимание сосредоточено на социальной стороне жизни, отражено в портретах и характерах людей, то в новой оно всё более сосредотачивается на природной составляющей – пейзажах и событиях неторопливого сельского бытия.
ДЕРЕВЕНСКАЯ ДОРОГА
зима
темнота
постоянство Полярной звезды
путь далёк
только три фонаря на пути
тишина
словно времени не существует
то мерещится что вот сейчас
лавой татаро-монголы ворвутся в село
или выскочат волки навстречу
сволочи воют в окрестных лесах
то что-то лежит впереди
и становится страшно
пока не увидишь
сена охапку
выпавшую из телеги
или бревно
Раздел, соединивший в себе пейзажные зарисовки, отражающие смену времён года, а с ними смену поэтического настроения, назван «Гравюры». Отчётливость. Точность линий. Прозрачность красок. Чувствуется философская наблюдательность, созерцательность, свойственная японской поэзии. Недаром в этом разделе размещены и три классические танка.
***
черны полыньи
плещутся кряквы в воде
таится лиса
раскинула сеть следов
от берега к берегу
Десятилетие отделяет нынешнюю книгу стихов «Годовые кольца» от предыдущей. Для кого-то десять лет могут пройти незаметно, не отразившись на творчестве, не внеся изменений в единожды сложившиеся представления о правильности и выразительности, а для кого-то, наоборот, десять лет созерцания оборачиваются открытиями, озарениями, даже просветлениями, обнаруживают художественную глубину в привычном и обыденном. Именно такое преображение показывают годовые кольца небольшой, но весомой поэтической книги поэта Юрия Иванова-Скобаря.