Женщина осталась без работы и не могла устроиться на новую. Возраст, отсутствия квалификации, небольшой городок. Так бывает.
Пришлось съехать со съемной квартиры, платить было нечем. Родственники пустили пожить, но временно.
1/8 квартиры
Была у женщины в квартире родственников доля - 1/8. Продать такую можно всего за пару сотен тысяч рублей, да и то покупателя нужно еще найти.
Женщина рассчитывала купить в деревушке хоть какой-то плохенький домик и жить за счет урожая. Других вариантов у нее не было.
Обратилась наша героиня к риэлтору, который справился с этой задачей. При этом настолько быстро нашел покупателя на миноритарную долю, что можно подозревать их сговор.
Риэлтор предупредил продавца и покупателя об опасности оформлять договор купли-продажи. Статья 250 ГК содержит правило преимущественной покупки, под которое попадает наша ситуация.
Долевой собственник, желающий продать свою долю, должен сначала предложить приобрести её всем другим долевым собственникам квартиры, и только если никто в течение месяца такового желания не изъявит, он может продать долю третьему лицу.
Выход был найден быстро - раз нельзя продать, то нужно подарить.
Дарение в этом случае становится притворной сделкой, но это мало волновало стороны. Они подписали договор, передали его на регистрацию, после чего женщина получила от покупателя 180 тысяч рублей наличными деньгами. 50 тысяч из этой суммы причитались риэлтору за оказанные услуги.
И полиция не поможет
Женщина была готова рассчитаться с риэлтором на месте, но последний сказал что нужно сначала заехать в банк и убедиться в подлинности денежных купюр.
Сам по себе этот факт должен настораживать. Если риэлтор сомневался в подлинности денег, логично было проверить их до исполнения сделки при покупателе.
В машине риэлтор попросил возможность пересчитать все деньги, и доверчивая женщина передала ему всю сумму. Количество купюр соответствовало переданной сумме. Женщина вышла из машины, но риэлтор не последовал за ней.
"Вспомнил о важной встрече. Буду через час. Ждите", - прокричал мужчина из автомобиля и уехал. Ни через час, ни через два он не появился.
Полиция и Росреестр
Женщина тут же направилась в полицию, написала заявление. Там же ей посоветовали отправиться в регистрирующий орган и приостановить регистрацию дарения.
Уголовное дело не возбудили.
Рассказ риэлтора выглядел очень правдоподобно - услуги оказывал, при передаче денег присутствовал, гонорар получил, претензий не имеет, до банка женщину подвез - куда она дела деньги после того как он уехал понятия не имеет.
Притворность сделки вскрылась в суде
Покупатель предъявил иск о принудительной регистрации договора. В суде обе стороны не отрицали факт передачи денег. При таком раскладе квалифицировать сделку как дарение невозможно, ибо дарение во всех случаях безвозмездный договор.
Суд признал договор куплей-продажей, всплыло уже упомянутое ранее право преимущественной покупки. Решение было вынесено в пользу истца, договор зарегистрировали, право собственности на 1/8 доли квартиры перешло к покупателю.
Женщина осталась ни с чем. Без жилья, без денег, без жизненных перспектив...
Все использованные в статье изображения распространяются по свободной лицензии.
Поставьте, пожалуйста, палец вверх, если статья была полезна.
Канал "О праве по-русски" ищет постоянных читателей. Подпишитесь, если хотите видеть на своем экране серьезные юридические тексты, написанные простым языком