Итальянское кино - наравне с французским - представляло в СССР, "западный кинематограф" во времена дефицита голивудской продукции. И если француженки олицетворяли собой утонченность и шик, то итальянки - чувственность и темперамент. Советский зритель любил итальянок и в откровенно развлекательных фильмах, и в шедеврах великих итальянцев Феллини, Антониони, Висконти, Пазолини. Великого итальянского кино давно нет, а великие звезды до сих пор не забыты.
Джульетта Мазина
Муза великого Феллини и сама гениальная актриса, Мазина снималась преступно мало для размера ее таланта. Но и эти немногие фильмы - чистое золото. Советскому зрителю повезло - два главных шедевра Феллини-Мазина были показаны в СССР - "Дорога" (в СССР - "Они бродили по дорогам") и "Ночи Кабилии". Позже в 80-х шел и их фильм "Джинджер и Фред". Невероятно трогательная, неунывающая, бесконечно обаятельная Мазина с особым теплом была любима советским зрителем.
Анна Маньяни
Великая трагическая актриса, почитаемая в Италии как один из национальных символов, Маньяни обладала не характерной для супер-звезды внешностью. Но не будучи "красоткой", своим талантом и обаянием Маньяни покорила сердца всего мира. В СССР люди со слезами на глазах смотрели шедевр неореализма "Рим - открытый город" и невероятно сильную драму "Самая красивая".
Джина Лоллобриджида
Красотка Аделина из легендарного "ФанфанаТюльпана" и лучшая на свете Эсмеральда из "блокбастера" европейского кино "Собор Парижской Богоматери" - что еще можно сказать! Два любимых фильма советского народа. Две знаменитые роли знойной южной красавицы. Огромные глаза, роскошные формы и осиная талия, да еще и явный талант - успех на десятилетия был обеспечен.
Сильвана Мангано
Сильвана Мангано не снискала такой громкой славы, как ее более знаменитые коллеги, но в Советском Союзе ее знали. Популярностью пользовался шедевр неореализма "Горький рис" и поздний фильм Висконти "Семейный портрет в интерьере". Но не удивительно, что наибольшую известность в СССР Мангано принес зрелищный пеплум "Приключения Одиссея" (1955) с Кирком Дугласом. Двойная роль Пенелопы и Цирцеи позволила Мангано продемонстрировать и актерский талант, и выигрышные внешние данные.
Стефания Сандрелли
Слава секс-символа Стефании Сандрелли докатилась и до блюдущего нравственность Советского Союза. Первое же появление Сандрелли в знаменитой комедии "Развод по-итальянски" в роли юной соблазнительницы героя Марчелло Мастроянни заставило сердца советских мужчин 60-х замереть. А легендарный финал на яхте, в котором ее героиня в откровенном бикини целуется с Мастроянни и одновременно дотягивается ножкой до ноги брутального матроса, смотрелся как откровенная эротика. Потом была популярная "Соблазненная и покинутая", "Конформист" Бертолуччи, но впечатление от "Развода" ничто не могло затмить.
София Лорен
Вероятно, самая знаменитая итальянка в истории кино. Фантастической, необычной красоты женщина и блестящая актриса. Как обычно, советские зрители увидели малую часть ее фильмов. Но достаточно было в СССР выйти комедиям "Брак по-итальянски" и "Вчера, сегодня, завтра", как Лорен стала супер-звездой. Сцена ее "стриптиза" стала легендой, ее походку и стрижку копировали советские модницы, мужчины мечтательно вздыхали. Были и другие фильмы с участием Лорен, серьезные драмы "Затворники Альтоны" и "Подсолнухи", но в народной памяти, конечно, остались ее роскошные неунывающие итальянки из "комедий по-итальянски".
Моника Витти
Эффектная красавица с необычной внешностью, Моника Витти вдохновляла как режиссеров-интеллектуалов, так и авторов сугубо развлекательного кино. Вот и в СССР широчайшую известность ей принесла комедия "Не промахнись, Ассунта!" (1968), а среди "интеллигентных" зрителей ценился "фильм не для всех" Антониони "Затмение" (1962). Интересно, что в 80-е на экраны вышла аналогичная пара фильмов с участием Витти - "невзыскательная", но популярная комедия "Я знаю, что ты знаешь, что я знаю" и с опозданием дошедшая до СССР "Красная пустыня" того же Антониони.
Клаудиа Кардинале
Еще одна легенда мирового кино. Жаль, что в СССР так и не показали большинство лучших фильмов этой талантливой и очень красивой актрисы. Тем не менее в советском прокате было несколько достойных картин с ее участием. Зрители полюбили Кардинале в костюмном боевике "Картуш", в комедийном вестерне "Нефтедобытчицы", мафиозном детективе "День совы", политическом триллере "Саламандра", советско-итальянском эпике "Красная палатка". Эстеты же оценили ее работу в "Рокко и его братьях" и "Семейном портрете в интерьере" Висконти.
Орнелла Мути
"Укрощение строптивого" - этим сказано все. Феерический успех этой комедии в СССР и неослабевающая любовь россиян к этой ленте возвели Орнеллу Мути на пьедестал кино-богини в отдельно взятой части мира. Мути и действительно невероятно, фантастически хороша и соблазнительна в этом фильме. Ошеломляющая популярность "Укрощения" в Советском Союзе невольно затмила все, что было в карьере актрисы "до и после". Кто-то вспомнит ее роль в детективе "Смерть негодяя" с Аленом Делоном, популярна вторая совместная работа с Челентано "Безумно влюбленный", но "Укрощение строптивого" вне конкуренции.
Зеуди Арая
Завершает список guilty pleasure. Кто из мужского населения СССР не вспомнит еще одну культовую комедию - "Сеньор Робинзон"? Не представляю, как в наш пуританский кинопрокат попал фильм, герой которого мечтает овладеть обворожительной аборигенкой. И его можно понять - "Пятница" обладает потрясающей фигурой и весь фильм щеголяет в минимуме одежды. Единственная картина в советском прокате актрисы эфиопского происхождения Зеуди Арая стала ностальгической легендой для тех, кто взрослел в СССР начала 80-х.
Закончить хочется гениальным финалом - знаменитой "улыбкой Кабирии". Такого кино больше нет, но пока мы его помним - оно не умирает.
О любимых в СССР французских актрисах читайте здесь.
Понравился материал? Подписывайтесь на мой канал, ваша поддержка вдохновляет писать больше и лучше. Спасибо!