Найти тему
История моды с Марьяной С.

Фрак лакея и фрак джентльмена

В одном из рассказов цикла об отце Брауне, "Странные шаги", Четстертон выстроил интригу на "том общеизвестном факте, что вечерний костюм джентльмена как две капли воды похож на костюм лакея, — оба носят черный фрак". Так что, когда преступник, замысливший похищение столового серебра клуба "Двенадцать рыболовов", оказывается среди лакеев, те принимают его за гостя-джентльмена. А среди гостей он играет роль лакея. Дело в манере держать себя, но не в одежде. И после того, как попытка похищения, благодаря отцу Брауну, провалилась, члены клуба вводят новое правило: "Я предлагаю, чтобы отныне мы носили зеленые фраки вместо черных. Мало ли что может случиться, когда ты одет так же, как лакей".

"Дворецкий", Джозеф де Камп, 1919. из частной коллекции
"Дворецкий", Джозеф де Камп, 1919. из частной коллекции

Что ж, сборник с этим рассказом вышел в 1911 г., и действительно, в начале века некоторые денди пробовали ввести в моду цветные фраки!

Впрочем, дело не только в цвете. Бывало и наоборот. И вообще, при желании отличить джентльмена от лакея по одежде было можно, и довольно легко.

Съёмки 6-го сезона сериала "Аббатство Даунтон" (2015). Слева - хозяин поместья, справа - его дворецкий. (с) telegraph.co.uk, Ник Бриггс
Съёмки 6-го сезона сериала "Аббатство Даунтон" (2015). Слева - хозяин поместья, справа - его дворецкий. (с) telegraph.co.uk, Ник Бриггс

К концу XVIII - началу XIX в. мужской костюм стал строгим и сдержанным, ушла в прошлое любовь к кружевам, ярким цветам и роскошным тканям. И на первый план вышли детали, которые не сразу бросались в глаза. Качество ткани, из который сшит сюртук или фрак. Белоснежность сорочки. Высота её воротника и то, насколько она хорошо накрахмалена и выглажена. Расстёгнут или застёгнут ворот рубашки. Расцветка жилета. Узел, которым завязан галстук. Словом, сословные различия определялись качеством костюма и умением его носить!

Да, на первый взгляд мужчины разных кругов одевались весьма похоже. Писатель Николай Брешко-Брешковский печалился: «Современные мужские платья однообразны, шаблонны и всех обезличивают». А поэт Саша Чёрный писал (1907-08):

Все в штанах, скроённых одинаково,
При усах, в пальто и в котелках.
Я похож на улице на всякого
И совсем теряюсь на углах...

Но намётанный глаз отличал детали.

Модная иллюстрация, сентябрь 1900 г. Из коллекции музея Метрополитан (Нью-Йорк).
Модная иллюстрация, сентябрь 1900 г. Из коллекции музея Метрополитан (Нью-Йорк).

Эта иллюстрация почти вписывается в рассказ Честертона. Но именно "почти". Слева и в центре - обслуживающий персонал, те самые лакеи, справа - джентльмен.

Это почти как игра "найди десять отличий". Глубина выреза фрака и жилета. Форма лацканов. Цвет жилета. Обтянутые тканью пуговицы и пуговицы металлические. Форма воротничка сорочки. Силуэт, заметим, один и тот же, соответствующий текущей моде. Однако - именно для того, чтобы не путать лакея и джентльмена - у первого немодные детали.

Так что хотя фрак носят оба, спутать их можно, только если быть невнимательным. Правда, внимательны далеко не все - на чём и строит свой рассказ Честертон.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!