Мы привыкли к устоявшемуся в нашей голове значению какого-то высказывания.
«Религия — опиум для народа» — знакомое многим изречение авторства Карла Маркса, немецкого философа.
Цитата, выдернутая из контекста, имеет смысл примерно следующий: религия скрывает от глаз народа все бесчинства, бедствия и преступления, заставляет забываться и не обращать внимания на происходящее вокруг. Мол, религия для правящей элиты — один из способов угнетения народного самосознания, подавления бдительности. В качестве логичного вывода напрашивается: религия — угроза, с которой надо бороться.
Теперь же рассмотрим афоризм в контексте:
Как звучит в действительности: «Религия есть опиум народа».
«Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».
(1843)
Религия по Марксу, прежде всего, — неотъемлемый элемент общественного устройства. Из курса истории нам известно, при каких обстоятельствах была крещена Русь и какие цели Владимиром преследовались, и этот исторический эпизод слова философа подтверждает.
Религия, по, опять же, Марксу, возникает в тех обществах, где есть угнетенные и обделенные жизнью люди. В обществе религия выполняет определенную функцию, то есть погружает людей в мир приятных иллюзий за счет их собственных верований, и, следственно, дает им силы для того, чтобы жить дальше.
Следует также учитывать то, что в 1843 опиум не считался наркотическим веществом и использовался в качестве лекарства.
Смысла в искоренении религии, по Марксу, не было, — проблему угнетенных необходимо решать в корне. А корнем "всех бед" немецкий философ считал капиталистические отношения, сводящие к продажности любые человеческие начинания, а эта идея была уже успешно подхвачено советским правительством.
Соответственно, религия в данном высказывании — не абсолютное зло, не бельмо на глазу общество, а его важный элемент, дающий людям силы для того, чтобы жить дальше несмотря ни на что.