ТГ-канал: https://t.me/theeconomistaccess
В исследовании Диксона Райта «Шарлатаны сквозь века», опубликованном в 1957 году, «выдающимся шарлатаном всех времен» был Джеймс Грэм, шотландский врач, живший в 18-м веке, который «изобрел» мистические лекарства от всех видов болезней, якобы с помощью электрических ламп, магнитов и духов Востока.
В его храме здоровья в Лондоне было «небесное ложе», которое, как он утверждал, могло бороться с бесплодием и производить идеальных детей, изливая волны магнетизма.
Высшее общество стекалось на его мероприятия, которые носили эротический характер и завершались появлением скудно одетой богини здоровья. Это была никто иная, как будущая леди Гамильтон.
Да, Грэм был не самым честным человеком, но он заслужил особого уважения в The Economist. Конце концов его магнетическое ложе любви располагалось бок о бок с местом нашей нынешней штаб-квартиры с видом на Темзу.
Да и чудо-лекарства снова в моде не только в Лондоне, но и во всем мире. Лечение электрическим током сменилось йогой, медитацией и веганством.
Дабы погрузится во всё это, все советовали сходить в Тарин Туми в Нью-Йорке, место, ориентированное в основном на женщин. Там угрожали «оказать сопротивление дискомфорту» с помощью прыжков под музыку.
Все расправляют плечи, обливаются потом, брызгают слюной, воют от боли и экстаза, и после этого, конечно же, чувствуют себя великолепно. Смесь дионисийской жрицы и успокаивающего гуру Мисс Туми в действии.
Добро пожаловать в культ здоровья, феномен поклонения разуму и телу, который проникает почти во все отрасли от здоровья, еды и красоты до страхования и собственности.
PwC, консалтинговая компания, оценила рынок «wellcare», (включая профилактическое лечение, питание, фитнес и красоту) в $810 млрд в прошлом году.
Это просто современное шарлатанство, жажда хоть чего-нибудь, что продлит жизнь.
Рассмотрим Theranos, компанию из Силиконовой долины, основанную Элизабет Холмс, которая собрала более $1 млрд для продвижения устройства для анализа крови, которое, как позже было обнаружено, дает ошибочные показания (судебное дело начнётся в 2020 году).
Некоторые представители отрасли говорят, что они смешивают науку с вековыми методами лечения. Возьмите Гвинет Пэлтроу, голливудскую звезду, с ее «психическими вампирскими репеллентами» и «смазками от Гвинет».
Европейские продовольственные гиганты Nestlé и Danone все чаще задумываются о продаже здоровой пищи. Бразильская косметическая фирма Natura, занимающаяся прямыми продажами, только что согласилась приобрести Avon Products, своего 133-летнего лондонского конкурента, чтобы укрепить свое влияние на индустрию красоты.
CVS, американская аптечная сеть, надеется установить 1,500 центров здоровья (Healthhubs) к концу 2021 года, чтобы контролировать здоровье людей и экономить на больничных счетах своей недавно приобретенной страховой компании Aetna. Страховщики жизни, такие как 156-летний Джон Хэнкок в Америке привязывают свои полисы к использованию фитнес-устройств слежения.
Рынки финансовых активов тоже оживляются. Тодд Карузо из cbre (агентство недвижимости), говорит, что большие тренажерные залы заменяют универмаги в качестве якорных арендаторов в торговых центрах. Безусловно, первоначальным публичным предложением года было предложение Beyond Meat, которое делает гамбургеры на растительной основе; его акции взлетели в шесть раз с 1 мая. Peloton, которая продает велотренажеры состоятельным людям, в прошлом месяце подала документы на ipo.
Большие деньги всегда там, где эндорфин. Да и в здравоохранении профилактика лучше лечения. Тем не менее, на протяжении большей части 20-го века, люди занимались именно лечением. Сейчас – новая тенденция.
Реклама жирной пищи чередовалась с рекламой жиросжигающих лекарств, подпитывая культуру болезней. Хирурги и терапевты были столпами общества, а травники – чокнутыми. Врач, а не клиент, всегда был прав.
Сегодня, клиенты берут управление в свои руки. Это может быть связано с тем, что они страдают от нынешней системы здравоохранения и не могут себе позволить заболеть. Они используют интернет для самодиагностики и более осведомлены об опасности заболеваний, таких как ожирение и стресс.
Держу пари, что ещё одна причина – Инстаграм. Фото девушек в позе кошки в наше время получает больше лайков.
Связь между Big Pharma и Big Food размываются, всему виной глобализация. Из буддизма к нам приходит такое понятие как «осознанность». 3000-летняя индийская идея баланса между разумом, телом и духом становится всё популярнее. Хипстеры начинают пить латте из куркумы. А приложения для фитнеса, снятия стресса и здоровья теперь занимают чуть ли не главное место на экранах смартфонов.
Есть и хорошие новости. Чем больше и серьёзнее становится бизнес ума и тела, тем больше вероятность того, что качество продуктов будет проходить строжайшую проверку.
Но мошенничества всё-таки стоит остерегаться. Например, недавнее исследование показывает, что нет никаких доказательств существования витаминов или минералов для лечения медленного когнитивного снижения или деменции.
Приложения для здоровья могут злоупотреблять данными, усугублять расстройства пищевого поведения и постоянно держать людей на беговой дорожке. По мере старения общества обещание вечной молодости становится все более соблазнительным.
Когда вас приглашают в Храм здоровья, подумайте дважды, прежде чем в него войти.
Оригинал: https://www.economist.com/business/2019/07/11/the-business-of-the-body