Star Citizen - величайший долгострой. Крис Робертс обещал выпустить свой новый космосим еще в 2014 году, собрал на разработку 200 миллионов долларов через краудфандинг, но воз и ныне там. Игра не вышла, комьюнити Star Citizen озлоблено, а когда зарелизится игра - до сих порт не понятно.
Не так давно разработчики выиграли в суде дело о возврате средств за игру донатерам. Один из пользователей подал в суд на Cloud Imperium Games, чтобы вернуть деньги. И раньше многие пытались, и у многих получалось. Но в этот раз суд четко признал правоту разрабов и разрешил им деньги не возвращать. И все последующие обращения в суд, видимо, будут по шаблону решаться точно так же - в пользу разработчиков. Чем именно эта история невообразимо красива - расскажем в конце. А сейчас немного о том, как Крис Робертс дошел до жизни такой.
Если вы вообще не вкурсе - кратко… Крис Робертс - известнейший геймдизайнер космосимов и летных симуляторов. Он сделал "Винг Коммандер", "Страйк Коммандер", "Старленсер", "Фриленсер"… у него еще много игр в портфолио. В свое время - это были известнейшие проекты. Потом Крис ушел в кинобизнес, там у него не очень заладилось, и в 2012-ом он вернулся в геймдев и анонсировал Star Citizen. За кратчайший срок собрал десятки и даже сотни миллионов долларов через краудфандинг.
Если что, Star Citizen - самая успешная игровая кампания на "Кикстартере". Но бабло собирали не только там. В общей сложности игроки на данный момент раскошелились почти на 200 миллионов долларов. И это еще не все… Конкретно на "Кикстартете" игра продолжает регулярно набирать деньги, и внимание… Последние три года собирает больше, чем другие игровые кикстартеры - вместе взятые. Просто фантастика!
При этом серьезной рекламной кампании у игры поначалу не было. Кроме самого Робертса - но он рассказывал о Star Citizen настолько самозабвенно, что местами напоминал Питера Молинье в лучшие годы. Сказочник, каких мало. Не проникнуться и не поверить было почти невозможно. И люди несли бабло. При этом фанатов у Робертса много… они натурально сметают все. Компания умудряется продавать корабли в еще не созданной игре за тысячи долларов.
При этом Робертс талантливый маркетолог. Он сказал, что будет выпускать игру по частям. Ну, чтобы хоть что-то показать людям. У него отличная чуйка, как надо продавать. Он показывает игрокам сами корабли - которые офигенно красивые. Первое, что он сделал в Star Citizen - модуль Ангара и Арены, где можно полетать и на эти самые корабли посмотреть. Там все запредельно красиво. Люди идут, видят шикарный визуал и несут деньги. Плюс Робертс постоянно общается с комьюнити… Видеодневники, встречи, интервью… все по богатому, как положено… одна проблема - изначально релиз планировался на 2014-й. Но не срослось.
А потом не срослось в 15-м, и в 16-м, и в 17-м, 18-м... За это время Робертс успел потратить кучу бабла на известных голливудских актеров, которые совершенно были не нужны. Тем не менее - Гэри Олдман, Марк Хэммил, Энди Серкис… чувствуете, да, масштаб?
Ну и плюс плюс Робертс посудился с "Крайтек" из-за движка. Плюс выдержал натиск журналистов за хреновые условия работы в компании. При этом все это время деньги с одной стороны тратились с размахом, потому что пиар-машина, которой почти не было в начале, наконец заработала. В какой-то момент, судя по всему, на пиар потратили денег больше, чем планировали... И начали собирать опять.
При этом собирал деньги Робертс очень умело. Про продажу дорогущих кораблей мы уже говорили. Плюс были всякие смежные активности - акция с SDD-шниками IBM, которые "якобы лучше всего подходят для Старситизен". Продажа устройств оцифровки лица, которое можно будет добавить прямо в игру. Чего там только не было. Куча мелких денежных ручейков, которые сливались в очень мощный поток.
В общем, игроков доили умело и красиво. Так, что многие ничего и не замечали. С другой стороны - ну… не совсем правильно называть все это дойкой. Крис делал правильные штуки для сообщества. Если бы при этом релиз игры не переносился год за годом, ровно эти же самые действия все назвали бы потрясающими пиар-ходами. Многие и сейчас так считают. Просто значительная часть сообщества озлоблена, потому что игры все нет и нет.
В целом Робертсу в какой-то момент надоело, что его собственное сообщество смешивает его с грязью, и он после очередного переноса релиза занял позицию великого борца за качество. Дословная формулировка: "Я не хочу жертвовать масштабом Стар Ситизен ради соблюдения искусственных сроков". Выкусите.
Для всех, кто считает Робертса вторым Молиньё и великим вешателем лапши на уши, вот вам еще одна микроистория. Еще в шестнадцатом году, когда Робертса уже начали называть сказочником, к нему присоединился геймдизайнер Гарет Борн. Казалось бы, чего тут такого? Да ничего особенного, только Гарет до этого был главным дизайнером No Man's Sky. Сколько они сказок рассказывали до релиза - думаю, помните. Но это не все! Еще раньше Гарет Борн работал, как думаете, с кем? Правильно - с Питером Молиньё! Такая вот шаечка-леечка.
Давайте переходить к выводам и любимой диванной аналитике. Если вы думаете, что мы никогда не увидим Star Citizen, что все деньги Робертс присвоит и игру закроет, то все таки это не так. Мы очень плотно следим за самим Робертсом, за тем, что пишут люди, которые с ним работают, и в особенности за теми, кто от него уходит. И еще два года назад были звоночки - как бы Star Citizen не накрылся медным тазом.
Но! Сейчас все изменилось. Студия реально включилась в работу. Похоже, Робертс отличный геймдизайнер, чудовищный пидант, потому что требует максимально детализировать в игре буквально все. При этом - он очень плохой планировщик. Настоящие, серьезные работы над игрой начались только полтора-два года назад. Причем в очень высоком темпе, но это все равно недостаточно, чтобы доделать игру к концу этого и, вероятно, даже к концу следующего года.
В кои-то веки разработчики распланировали выход крупных квартальных обновлений. И патч 3.1 вышел в срок. И 3.2 потом тоже вышел в срок. И все люди из студии говорят, что они работают со скоростью звука, чтобы все следующее тоже выходило в срок. В общем - наконец работа кипит. Просто надо было так же работать еще шесть лет назад. Тогда сегодня мы бы уже играли в Star Citizen.
А теперь возвращаемся к тому, с чего начали. К судебному разбирательству по поводу невозврата денег игрокам. Почему, собственно, не вернули? Девелоперы смогли каким-то хитрым боком доказать, что нынешнее пользовательское соглашение распространяется на всех игроков. А в нем сказано, что деньги не будут возвращены до тех пор, пока игра находится в разработке. Т.е. разработчики могут пилить игру сколько угодно, главное не прекращать полностью, потому что иначе полный возврат средств и долговая яма.
Что удивительно, в этом же соглашении указано, что "все прошлые транзакции регулируются условиями обслуживания, которые действовали на момент совершения этих транзакций". Понимаете, да? В нынешнем соглашении - сказано, что все, кто вложил деньги до того, как соглашение изменилось, могут вернуть средства. Но разрабы смогли доказать суду, что этот пункт… не считается. И возвращать вообще никому ничего не надо!
Феноменально! Потрясающее знание лазеек законодательства. Теперь вы понимаете, почему Германия недавно приняла закон, запрещающий открывать предзаказы и вообще собирать деньги, если у игры нет ТОЧНОЙ даты релиза. Чтобы Крисов Робертсов было поменьше!
Этот материал является расшифровкой игросториз Алексея Макаренкова. Если вам удобней смотреть видео, то вот вам тот самый ролик: