Алиска спросила, где я делаю педикюр.
Я ответила: в салоне К.
- Нормально там? - спросила Алиска.
Я задумалась. Я обожаю делать педикюр, потому что в процессе его я могу работать.
Маникюр и мейкап делать не люблю, потому что на это время моя жизнь замирает, и я просто жду, когда опять можно будет вернуться к работе, но уже с накрашенным лицом.
А педикюр люблю. За время последнего какого-то там навороченного педикюра, я написала два поста и была страшно довольна. Не знаю, что там с ногтями, но посты - огонь.
- Нормально, - кивнула я Алиске.
Алиска на следующий день пошла на педикюр по моей рекомендации.
В том салоне стоят стулья в ряд.
Сделаны, будто троны. Села - и королева.
Алиска села. Она королева не только на педикюре. Она такая вся... вельможная, но невозможно талантливая.
Рядом с троном она поставила свои новые дорогущие босоножки. Я не разбираюсь, но они все у нее прямо орут: "Мы дорогуууущие".
Новые босоножки натерли Алиске ногу, пока шла. И ей в салоне обработали ранку. И дали пластырь.
Из салона Алиска вышла с новым леденцовым педикюром.
- Салон - отстой, - сказала мне Алиска на следующий день.
- Почему? Плохо сделали?
- Они мне, прикинь, включили в счет за педикюр пластырь, которым заклеили мозоль.
- А педикюр как?
- Пластырь - это расходный материал летом, он нужен постоянно. В педикюрном салоне они должны как конфетки на рецепшне лежать.
- А педикюр-то как?
- Какой-то треш, - говорит Алиска, но она не про педикюр, а все еще про пластырь.
Это все в копилочку доказательств, что запоминается ни товар, и ни услуга, а эмоция, включенная в процесс его получения.
Добавив в счет 50 рублей за "мед.обработку мозоли" - а это пластырь и йод, или чем там они мазали ей ногу - салон потерял клиента, потому что принудил его оплатить то, что по идее должно входить в систему лояльности.
Тут сейчас не про маркетинг, а про то, что педикюра Алиска даже не заметила за своим возмущением.
И я не заметила - я писала и была счастлива (когда я пишу, я всегда счастлива).
Это хороший пример того, что такое реклама. Фактически, когда мы спрашиваем рекомендацию, мы спрашиваем: было ли тебе хорошо, когда ты пользовался этим товаром или услугой. И если человек говорит "да", то нет никаких гарантий, что вам тоже будет хорошо. Потому что вы - другой человек.
Есть такая профессия - доула. Это сопровождение родов на дому. Многие пользуются и хвалят. Сейчас роды - это не только продолжение жизни, но и бизнес и даже немножко шоу. Сейчас можно рожать куда вздумается, и в воду, и в огонь, и в медные трубы. Многие, избегая стресса больничных палат, рожают дома, и зовут акушерку, оторвавшуюся от бригады - доулу.
Маша рожала дома. Ей понравилось. Роды были легкими, сынок здоров. И доула была прекрасна.
Подруга Маши, будучи на восьмом месяце беременности, попросила порекомедовать доулу, и Маша, конечно, спела оду той, кто сопровождал ее роды.
История без хеппи-энда. Ребенок подруги умер в родах. Обвитие пуповиной и еще что-то страшное. Доула ничем не смогла помочь, у нее совсем другая функция была, с которой она, кстати, справилась. Только это уже не важно.
Важно, что подруга и Маша больше не общаются. Маша считает, что в каком-то смысле она была причастна к тому событию, которое разбило жизнь ее подруги. На самом деле нет, но они больше никогда не смогут видеть друг друга, не вспоминая об этом.
Я эту историю узнала вчера. Она страшная, но очень наглядная.
Я часто работаю мостиком между людьми.
Люди звонят и спрашивают: "У тебя нет того-то?". Есть. У меня , конечно, есть "того-то". И "сего-то" тоже есть.
У меня просто времени нет. Потому что найти "того-то", вступить в коммуникацию, соединить людей в группу, познакомить, повежливить и "покинуть беседу" - это, при самом лучшем раскладе минут пять-десять. А если учесть, что таких мостиков в день - штук десять минимум, то вот они, эти часы, которых нет.
Я соединяю мосты, и бегу дальше.
Иногда прямо мистика бывает, когда утром звонят и спрашивают: "А никому не нужен крутой рояль? Я подарю. Но самовывоз" , а вечером другие пишут: "У него мечта - рояль, но, видимо, ей не суждено сбыться..."
Почему не суждено? Суждено. Вот вам мостик.
Но я бегу дальше, и не оглядываюсь. Я не знаю, в итоге встретились ли вы на мостике, понравились ли друг другу, и какой сейчас статус у рояля.
Потому что если я буду отслеживать судьбу каждого моста, у меня не останется времени отследить судьбу своих собсвенных детей.
И я не виновата, если вам посчитали пластырь. И если не случилось хеппи-энда, я тоже не виновата. И если мечта о рояле осталась мечтой, то жаль, конечно, но я не причем.
Мой опыт один, у вас - другой, и это прекрасно.
Совсем не прекрасно, если ответственность за свой личный опыт вы размазываете за других. Я так никогда не делаю. Это глупо. И по-детски.
Теперь ситуация, об которую я споткнулась.
Моя знакомая попросила о рекламе в блоге для своего мужа. Нового мужа. Это важное замечание, потому что когда у тебя новый молодой муж, то ты слишком счастлива, чтобы замечать такие мелочи, как реальность. Эти ваши вторники, шиномонтажи и мундиали - лишь фон для любви на пике остроты.
- Он и видео снимает крутое, и монтирует сам, - сказала знакомая, и в ее голосе был елей. Возможно, она звонила прямо из постели.
Я подумала, что с меня будет свадебный подарок в виде рекламы в блоге, и согласилась.
Она прислала мне видосы, смонтированные им, но смотреть мне некогда. Я всегда тестирую услугу перед рекомендацией, поэтому я предложила Вите (это он, это он, ага) пусть из имеющихся видеоматериалов сделает мне промо-ролик на минуту.
С перебивочками, чтоб модненько.
- В первый раз работаю за бесплатно, - сказал мне Витя.
Сказал весело, не обидно, но меня зацепило. Захотелось съязвить в ответ. Это не бесплатно, Витя, это бартер. Я расскажу про тебя, Витя, людям, которые, возможно, давно мечтают снять клип на свою песню, или ролик о первом годике жизни ребенка, или что-то в этом роде. И они придут к тебе.
Но я промолчала. Я умею быть вежливой.
Витя пропал. Я забыла про него. Ибо мне "не очень-то и хотелось". Мотивация была не сильная.
Месяц назад в ватсапе мне с незнакомого номера пришла ссылка. Я ее не открыла даже. Мне знаете сколько всего шлют? Там и гениталии чужие, и вирусы, и ссылки на полезное... Но я в жизни не открою ссылку, пришедшую с чужого номера, без пояснений, что это и от кого.
В итоге знакомая уточняет, мол, как дела, когда реклама, а то у Вити лето, простаивают мощности.
Я поясняю: так пропал твой суженый.
Как пропал? Ах ты, ну ж ты.
Стали разбираться. Искать.
Нашли.
Я мыслннно охренела, конечно, второй раз, от подачи, когда поняла, что это я месяц назад проворонила счастье. Я такие письма, когда одна ссылка, называю "ни здрасьти, ни на...рать".
Посмотрела ссыль. 30 секунд видео, взятого из разных моих видосов, под незнакомую скрипичную музыку. Видно, что я говорю, но не слышно что. И фоном - умирающая скрипка, умоляющая о пощаде. Сюр какой-то.
Я спросила, сколько стоило бы это видео, если бы я была обычным заказчиком. Виктор назвал сумму.
Я спросила, привязан ли его телефон к номеру счета. Виктор сказал "да".
Я молча заплатила за это ненужное мне видео. Оно настолько не про меня, что слов нет. Лучшее, что я могу сделать для Вити, не писать о нем правду. Мою правду.
Может, он чудесный муж, но монтажер , на мой взгляд, нет.
Знакомая на меня обижена. Почему я, когда мне не понравилось, не позвонила ей, "разобрались бы".
Почему "отделалась" деньгами.
Шлет мне скрины отзывов его довольных клиентов.
Слушай, дорогая, я верю, что они есть.
Те, кто довольны работой Вити. У них свой опыт, у меня - свой.
Возможно, когда он работает за деньги, получается лучше.
Ходить и предъявлять кому-то, кроме себя самой, счета за мой опыт, я считаю инфантильностью. Поэтому и оплачиваю их сама. И молча.
И да, я не "отделалась". Не надо обнулять мои счета. Для меня те деньги ни разу не были лишними. Просто это был самый экологичный способ осчастливить сразу всех в этой цепочке.
Я как раз и не хочу ни с кем разбираться.
И писать про Витю не хочу.
Я единсвенное, чего хочу - быть честной.
И я экономлю свои чувства.
Они у меня дороже денег.
Поэтому, друзья, давайте взрослеть, строить свои мосты, и, выбирая чужие, нести ответственность за свой выбор.