Конечно, это небольшой корабль мало похож на знаменитый крейсер. Ведь это всего лишь бывшая яхта. Но все же унего есть немало общего со своим собратом с другого конца страны: построенный до революции, они сначала нес обычную службу, затем перешел на сторону Советской власти и немало способствовал её становлению, а в 1920-30х гг служил учебным кораблем. В меру сил поучаствовал в Великой Отечественной войне, а затем стал кораблем-памятником и с почетом дожил до наших дней.
Яхта "Адмирал Завойко" была построена в 1910г в Санкт-Петербурге по заказу губернатора Камчатки. В 1911г прибыла в Петропавловск-Камчатский и стала активно использоваться в качестве посыльного и пасажирского судна. Вооружения тогда "Адмирал Завойко" не нёс. В годы Первой мировой его, вероятно, вооружили 2 57-мм орудиями (впрочем, точных сведений об этом нет).
В ноябре 1917г экипаж перешел на сторону Советской власти - одним из первых на Дальнем Востоке. В 1918г корабли захватили белогвардейцы, в январе 1921г его отбили обратно "красные" войска Дальневосточной республики, вооружили 1 40-мм автоматической пушкой Виккерса и зачислили в состав Сибирской флотилии в качестве посыльного судна. Вскоре ему пришлось уйти в Шанхай (чтобы избежать нового захвата "белыми").
В марте 1923г "Адмирал Завойко" уже под флагом РСФСР вернулся во Владивосток, вошел в состав Морских Сил Дальнего Востока и сменил название на "Красный вымпел" (23 мая 1923г).
В следующем, 1924г, из посылного судна он стал строжевым кораблем и его вооружение корабля серьезно усилено: установлены 4 75-мм/50-клб орудия Канэ и 4 пулемета "Максим".
Это все ему пригодилось в боях с остатками Белой армии на берегах Охотского и Берингова морей в 1924-25гг. В последующие годы "Красный вымпел" участвовал во многих гидрографических экспедициях, служил учебным кораблем, выполнял разные специальные задачи.
В годы Великой Отечественной старый корабль тоже не стоял без дела - прокладывал подводные кабели, обеспечивал действия подлодок, использовался для испытания мощной гидроакустической станции, а в августе 1945г участвовал в борьбе с минами при высадке советских десантов в портах северной Кореи (Расин, Гензан и др).
В 1958г "Красный вымпел" был превращен в музей и встал на вечную стоянку у Корабельной набережной Владивостока.
Основные характеристики: водоизмещение - 700 т; длина 43.5 (по КВЛ) м; одна паровая машина тройного расширения мощностью 550 л.с.; 1 котел; 1 винт; скорость 11.5 узлов; дальность 3500 миль (на 8 уз); экипаж (в бытность сторожевиком) - 50-60 чел.
Стоящие сейчас на баке корабля орудия - не родные. Это, по всей вероятности, 120-мм орудия Круппа, вывезенные в 1955г из Порт-Артура, а до того взятые русской армией как трофеи на фортах Таку в 1900г (только у них стволы обрезаны и приделаны небольшие щиты).
В оригинале на их месте стояли 2 75-мм скорострельных (патронных) 50-калиберных орудия Канэ на станках Обуховского завода обр.1911г. (и еще 2 таких же на корме). Одно из орудий с "Красного вымпела" находится сейчас в экспозиции Центрального военно-морского музея в СПб:
Во внутренних помещениях "Красного вымпела" был устроен музей, посвященный, главным образом, борьбе за Советскую власть на Дальнем Востоке. При ремонте в 2014г экспозиция переехала в музей ТОФ, так что сейчас там ничего нет. До 2019г посетителей за небольшую плату пускали на верхнюю палубу, однако в настоящий момент (лето 2109) доступ на борт корабля почему-то прекращен.
Характеристики СКР "Красный вымпел" на 1929г: