Найти тему
Performance360

Будущее автомобильного рынка

Рассказывает Андрей Глазков, директор по маркетингу Mazda Motor Rus

Несколько лет назад я говорил: «Я в автомобильном бизнесе очень давно, а автомобиль у меня уже очень давно. Как у машины было четыре колеса, так концептуально ничего не изменилось, а значит, так оно и останется». Но за последнее время все очень быстро поменялось и продолжает меняться. 

Пока водители такси дешевле, чем роботы, трудно ожидать каких-то изменений. Дешевый труд способен погубить любой прогресс. Но если есть правильные установки в обществе, изменения обязательно будут происходить, и те области, где будут частные инициативы – посмотрите на коммуникации, интернет, области, свободные от хвоста, от государства. Ритейл, в котором не было давления чиновников, — там Россия способна показывать самые быстрые темпы развития.

Лет через пять беспилотники перестанут удивлять людей. Я думаю, что если недавно проезжающая по Москве Tesla вызывала удивление, то сейчас уже нет.

Я думаю, что традиционный бизнес, особенно дилерский, боится другого: что автомобили превратятся в commodity и дилеры станут не нужны. Отчасти это уже происходит в Европе и в Штатах есть такая тенденция. Понятно, что новые игроки будут идти в эту сторону – все время циркулирут слухи, что Google учится делать автомобили. Китайцы еще не сказали свое слово – если они что-то сделают, то заполонят своими автомобилями весь мир. 

Если владельцы бизнеса неспособны оценить новые реалии, то они, скорее всего, будут вымирать. Маржа общая, и на пути от производства до продажи производитель имеет Х, дилер имеет Y. И если Google получит Х + Y без участия дилеров, это значит, что у него останется больше денег на все, включая зарплаты. Это замкнутый круг, одно цепляется за другое: больше денег, больше людей, лучший продукт, лучшие технологии. В противном случае надо найти новую парадигму, которая увеличит общую маржу производителя и дилера, чтобы она была достаточной для того, чтобы обеспечить всех всем необходимым. Или забрать маржу дилеров, чтобы стать конкурентным.

Но Mazda использует другую схему, традиционную для премиальных брендов — когда общая маржа настолько большая, что ее хватает на всех. Наша компания уже несколько лет занимает первое место по удовлетворенности дилеров, и у нас очень большое внимание уделяется именно им. Наша задача — нарастить дилерскую базу, чтобы хватало всем. Скорее всего, массовые бренды перейдут на схему прямых продаж. А если перейдут одни массовые бренды, то остальным ничего другого не останется.