Эта экспедиция не стояла в планах нашей съемочной группы - всё вышло спонтанно. Изучая отдаленные тупиковые станции Северкавказской Железной дороги, в районе Апшеронской, мы сделали неожиданное с открытие.
Железная дорога здесь не заканчивается! Но её продолжения не было на известных схемах. Апшеронская узкоколейка, каким-то неведомым образом ускользнула от нашего внимания. Судя по тому, как блестят на солнце пути, дорога это действующая. А скопление пассажиров наводит на мысль, что вскоре будет и поезд.
Дорога выглядит максимально неприспособленной к движению. Хилое полотно, неаккуратные обрубки дерева вместо шпал. Между рельсов мирно пасутся овцы, коровы и гуси. Однако, всё точно по расписанию. Как и предсказывали бывалые пассажиры, ровно в четыре часа закопченный локомотивчик выкатывается из-за поворота, и отдуваясь подает на посадку единственный дощатый вагон. Мотовоз совмещен с пассажирским салоном, чем-то похожим на большие железнодорожные матрисы. Местные с юмором называют его "Матрицей".
Когда то по узкоколейным дорогам ежедневно передвигались больше шести миллионов пассажиров! Да и не так давно это было. Кое-кто наверняка ещё помнит эти маленькие поезда-кукушки и близко расположенные узкие рельсы. Они вели к воротам военных объектов и шахт, соединяли городки и деревни. Местами эти дороги образовывали крупные сети, с полной железнодорожной инфраструктурой.
Читайте ещё
В тигриных владениях. Путешествие на юг Сихотэ-Алиня
Пока поезд, отчаянно сигналя, набирает ход и пытается не сбить снующую всюду живность, словоохотливые пассажиры рассказывают нам, что Апшеронской узкоколейке уже 90 лет. Это старая лесовозная дорога, проложенная по восточному склону Шаумяновского хребта.
Строили узкоколейку комсомольцы в середине 20тых, для вывоза ценнейшего местного леса: столетних елок, буков и грабов. Когда-то её длина, со всеми ответвлениями составляла свыше 60ти километров, но сейчас большая часть пути и подвижного состава отправлены в лом.
Местами тонкая нитка рельсов будто бы прилипает к самому краю обрыва. Удивительно, что она вообще ещё не сползла в ущелье под натиском селей и субтропических ливней.
Это была очень странная железнодорожная поездка. Всё, вроде, в привычном порядке. Слышишь гудки, перестук колёс, чувствуешь обычную поездную тряску. Но при этом нет никакой полосы отчуждения. Ни на минуту не покидает ощущение, что локомотив буквально продирается через джунгли, плотно увитые местными лианами: ломоносом и плющом. Широколиственный влажный лес Кавказа как будто гладит ветвями поезд. От него веет запахами цветов и вековой прохладой. Все ароматы Кавказских гор приходят сюда, в этот незатейливый вагон.
На пике холма, около знаменитых Волчьих ворот, мощности дизеля не хватает. Бывает, что пассажирам приходится покидать насиженные места и вручную толкать это странное средство передвижения на перевал. Да и выпрыгивать или вскакивать на ходу - самое обычное дело.
Во время битвы за Кавказ, в 42 году, у Волчьих ворот проходила линия фронта. Пулеметные команды РККА сдерживали напор горно-егерских частей Вермахта, а по рельсам узкоколейки, в вагонетках, гнали на передовую боеприпасы. Это узкое мрачноватое место действительно чем-то напоминает оскаленную хищную пасть.
Местами полотно совсем близко примыкает к отвесному склону и становится по-настоящему страшно. Вагон как будто вот- вот готов обрушиться прямо с обрыва, у подножья которого шумит быстрая река Пшеха. Случались здесь и крупные аварии. Из-за одной такой у Пшехи появился искусственный остров. Кажется, тогда обошлось без жертв.
На поворотах вагон кидает из стороны в сторону так, что впору устоять на ногах. Но скоро привыкаешь к этой болтанке и проникаешься спокойствием окружающих пассажиров. Они свой древний поезд любят, хоть и относятся к нему с нескрываемой иронией. Путь предстоит неблизкий и народ коротает дорогу, обмениваясь новостями. Наше появление здесь вызывает у местных лишь кратковременный приступ любопытства.
Двадцать восемь километров пути, два моста, пять станций, по количеству уединенных деревень. Других дорог сюда больше нет! Отсутствие подъездных путей и породило этот странный феномен – затерянный микромир среди гигантской курортной зоны. За Шаумяновским перевалом, в трёх десятках километров по прямой - самые популярные черноморские курорты.
Это последняя в стране узкоколейная горная железная дорога. Удивительный сонный мир, пронизанный лучами южного солнца. Ощущение такое, что часы остановились и даже бегут назад. Словно древний мотовоз перемещает нас не только в пространстве, но и во времени.
О других кавказских экспедициях и поездках по России, читайте на нашем канале. Подписывайтесь и ставьте палец вверх, если вам понравилось. Это порадует автора и поможет каналу. Ждём вас снова. Мы постоянно обновляемся.