Все любят говорить о шумерах, как о древнем и загадочном народе, который принес на юг Месопотамии первую цивилизацию. Но к тому времени, когда этот народ вошел в низовьях Тигра и Евфрата, около 3500 г. до н.э., большая часть технологий уже была там. Медь уже использовалась, как и золото и серебро. Бронза, уже доступная в южной части Ханаана и в Таиланде, появилась в регионе намного позднее. Большинство ученых считают, что шумеры принесли колесо, кирпичную кладку, кирку и парусный корабль; а также изобрели, или, по крайней мере, развили письменность до такой степени, что она стала играть важную роль в их общественной и личной жизни. Но задолго до шумер в Месопотамии сформировались развитые культуры зрелого керамического неолита: хассунская, самаррская и халафская. О последней сейчас и пойдет речь.
В период 6100–5100 гг. до н.э., за 3 000 лет до шумер, в Северной Месопотамии и Сирии возникло земледельческое общество, которое разделяло общую культуру и производило глиняную посуду, которая является одной из лучших, когда-либо созданных на Ближнем Востоке. Эта культура известна как Халаф, в честь поселения Телль-Халаф в северо-восточной Сирии, где она была впервые обнаружена.
Поселения халафской культуры представляют из себя толосы, круглые купольные структуры, расположенные вдоль мощеных улиц. К ним пристраивались длинные прямоугольные прихожие. Они были построены методом тауф (из высушенных ломтей глины), иногда на каменном основании. В домах поселения Телль Турлу (к западу от Евфрата) найдены печи для выпечки хлеба, очаги и колоколовидные ямы для хранения, показывающие, что по крайней мере здесь описанные сооружения были жилыми домами, а не святилищами, как это предполагалось в отношении аналогичных построек Арпачии.
На халафских сосудах есть изображения высоких зданий с 2-скатной коньковой крышей.
Основой их хозяйства было земледелие и скотоводство. Они занимались выращиванием ячменя, льна, эммера (сорт пшеницы). Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы.
Высокое развитие получило и ткачество, поскольку овцы и козы, поставлявшие шерсть, уже могли быть одомашнены.
Халафская керамика
Ранние культуры междуречья наиболее ярко идентифицируются через керамическую посуду, которую они производили. Анализ глины керамики Халаф показал наличие производственных центров. Керамика разнообразных форм украшена геометрической или сюжетной (изображения животных) росписью, коричневым по розоватому или желтоватому фону. Изготавливалась также неокрашенная и полированная керамика.
По мере развития халафской культуры формы сосудов становились всё более сложными, начинает применяться поворотный механизм. На последнем этапе её существования широкое распространение получили крупные полихромные сосуды низких форм. Широкое распространение халафской керамики по Месопотамии и даже в Анатолии, говорит о том, что ею торговали, то есть производили на экспорт.
Штемпельные печати
Культура Халаф раньше всех на Ближнем Востоке начала применять каменные печати. Они имели в основном геометрические узоры. Историки связывают это с развитием частной собственности.
Фигурки плодородия
Многочисленные женские статуэтки (при отсутствии мужских), сидячие или скорченные, явно доказывают существование культа богини-матери. Как и в Анатолии, эти фигурки часто покрывались полосами и крестами, до сих пор считающимися в Анатолии символом плодородия.
На поздних этапах растущее влияние культуры Убейд обусловило финал Халафской культуры.