Найти тему
Толкачев. Истории

Портрет Дориана Грея. В чем точка притяжения?

Оскар Уайльд. Как долго я к тебе шел. Десятки раз брал в руки роман - открывал - закрывал, и переходил на сказки... И когда прочел, и что-то понял, то стало ясно, что не понял ничего.

Эпизод Портрета.
Эпизод Портрета.

«Когда истины становятся акробатами, мы можем судить о них»
Оскар Уайльд

По Уайльду истины должны прыгать, совершать кульбиты и выделывать другие бесподобные трюки. Прыжок – это резкий переход из одного состояния в другое, из одной субстанции в другую. Выходит, истина способна на это. Она динамична, раскрывает новые горизонты. И герои Уайльда демонстрируют, как это происходит.

Кадр из фильма "Дориан Грей"
Кадр из фильма "Дориан Грей"

На «Портрет Дориана Грея» исследователи смотрят по-разному, но в начале хотя бы разобраться, зачем написан роман... Берусь за непосильную ношу, и обнаруживаю, что наслаждаюсь неподражаемым стилем романа, и... потихоньку начинаю понимать, зачем.

Далее пытаюсь оценить изящество мысли - но тут я встречаю, как Красная шапочка волка - усмешку Уайльда.

«Я всегда удивляю сам себя. Это единственное, ради чего стоит жить».

Что вдохновило Уайльда на «Портрет Дориана Грея»?

Одному мне не справиться. Зову на помощь четырех авторов, которых Уайльд не только ценил, но тоже призвал на помощь для "Портрета...".

       Кадр из фильма "Дориан Грей"
Кадр из фильма "Дориан Грей"

Гете! Он наверняка восхищался тем, как Мефистофель передает Фаусту вечную молодость. Не так ли? Уайльд был тоже этим очарован. Только финал, придуманный Гете, где Фауст оказывается в раю - Уайльда устраивал меньше, чем финал старой легенды, где доктор Фауст попал в ад.

Между тем, Бальзак в «Шагреневой коже», бросает молодого человека по имени Рафаэль де Валентен в кишащее пороками, как червями, общество. Рафаэль еще вцепится в жизнь, но будет чертовски поздно… Вот эта ситуация с опозданием особенно тронет автора «Портрета Дориана Грея».

Гюисманс, с дотошностью хирурга анализирует пристрастия и антипатии пресыщенного жизнью декадента, герцога Жан дез Эссента в романе «Наоборот». Его герои бегут от зла и безысходности действительного мира и находят убежище в искусственном мире, сотканном творчеством.

Наконец, Метьюрин пишет роман «Мельмот-Скиталец» («Melmoth the Wanderer»), где заставляет своего Мельмота совершить сделку с дьяволом под влиянием магического портрета.

И вот тут круг поисков сомкнулся. Оскар Уайльд сменил свое имя на Себастьяна Мельмота. Таким образом, писатель закончил жизнь под именем героя романа Метьюрина, а чем примечателен тот герой – мы уже знаем.

...Уайльд играл в литературу от начала до конца. Когда после выхода романа Уайльда критики обвинят его в безнравственности – он, в ответ на 216 печатных откликов напишет десяток открытых писем в редакции издательств, и все с одной мыслью: "Искусство не зависит от морали". Свою концепцию он не раз обозначит в выступлениях перед публикой.

Это значит, цветок красив, но по нему должна проехать телега. Как в сказке «Соловей и роза».

Автор Veneta Docheva
Автор Veneta Docheva

…Писательство для Уайльда – это искусство нарциссизма, за которое надо платить, заключив сделку с темными силами…

«Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам».

Значит, портрет стал дорожкой в Преисподнюю не только для Дориана, но и для Уайльда. Роман будет вдохновлять писателя и в дальнейшем – ведь его процитируют в суде, где обвинят Уайльда в непристойных отношениях с одним молодым человеком, и на два года отправят в тюрьмы для особо опасных рецидивистов. Это сломает его.

Как великий прорицатель, до вышеназванных событий, Уайльд в конце своего романа отправит Дориана Грея с ножом расправиться с портретом, но что обнаружат слуги?

Кадр из фильма "Дориан Грей"
Кадр из фильма "Дориан Грей"

Скажем об этом словами Оскара Уайльда:

«Войдя в комнату, они увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это».

О тайне создания другого произведения Уайльда "День рождения инфанты" тут.