Этот и другие вопросы задали основателям автоклуба «Ветерок» Георгию Балабаджяну и Никите Муравину, которые говорят о машинах с такой любовью, что девушки непременно должны ревновать.
Расскажите, как вы основали ваш автоклуб?
Георгий Балабаджян: Все началось в 2013 году с того, что я купил себе давнюю мечту – Lancia Delta Integrale. Затем почти два года я ее реставрировал, и мы начали вечерние выезды с Никитой на его Porsche 964. Так и зародилась идея создания автоклуба.
Никита Муравин: Да, мы как-то сидели с Георгием вместе в кафе после одного из заездов на янгтаймерах и осознали, что такими эмоциями нужно делиться с другими людьми.
Когда появился первый интерес к коллекционированию автомобилей?
ГБ: Я себя не считаю автомобильным коллекционером. В большей степени энтузиастом. В полной мере машины коллекционирует у нас Никита.
Но темой коллекционных машин я интересуюсь достаточно давно. От слов к действиям перешел именно с покупки Lancia. Тема ретроавтомобилей – это не прерогатива тех, кому едва перевалило за 20. Желание купить себе винтажную машину проявляется после 30. И это хорошо, так как тут надо сделать осознанный выбор.
НМ: Я ездил в детстве с родителями в Европу, обращал внимание на винтажные автомобили и тогда заинтересовался ими. Когда я вырос, появилась возможность купить классический воздушный кабриолет Porsche 964, ради которого пришлось продать BMW M5 E60, которая, кстати, была еще очень актуальна на тот момент. Но я об этом совсем не жалею.
Какой был ваш первый автомобиль?
ГБ: Первая машина мне досталась от отца – это был универсал Fiat Marea. Следующее авто я уже выбирал сам – им стала Alfa Romeo 166. Кстати, именно тогда я уже думал о покупке Lancia Delta. Но на тот момент это был скорее выбор для тех, кому не хватило на современные аналоги Mitsubishi и Subaru. Я тогда подумал, что время для покупки этой машины еще настанет.
Сколько у вас сейчас автомобилей в коллекции?
ГБ: У меня есть пять автомобилей.
НМ: У меня в коллекции на сегодняшний день 27 автомобилей. Они не все имеют невероятную ценность, но многие очень интересные.
Для них есть специальный гараж?
ГБ: К сожалению, специального собственного гаража у меня нет. Я это надеюсь реализовать в будущем. Возможно, в рамках некоего клубного проекта. В данный момент они хранятся в разных местах.
НМ: У меня автомобилей много, поэтому есть гараж для их хранения. Он же мастерская, где их можно отремонтировать или провести осмотр.
Зачем вы проводите выставки? Какая у них цель?
ГБ: Все началось с того, что мы с нашими клубными машинами поучаствовали в одной из традиционных московских выставок с янгтаймерами. Нам никогда не нравилась идея проведения подобных мероприятий с припаркованными близко друг к другу автомобилями, как будто ты на парковке «Ашана». Не знаю, почему только нам пришло в голову, что это некрасиво.
У нас было много интересных машин, и клуб уже на тот момент стал известным, с нами считались и дали нам отдельную площадку, где мы расставили машины так, как нравится нам. Разделили на некоторые темы и так далее. И огородили наш стенд лентой. Это был первый шаг к тому, что мы хотели идти своим путем.
Следующая выставка была на день города в 2018 году на территории «Хлебозавода 9». Там тоже была весьма интересная идея. И теперь мы выставляемся в Архангельском.
Цель выставки – прививать людям культуру владения такими машинами. Чтобы у них было стремление примкнуть к сообществу интеллигентных людей, которые ценят автомобильную историю, ухаживают за своими машинами и хотят развивать свое увлечение вместе с нами. Это некоторая социализация, если хотите.
НМ: И мы, конечно, хотим повысить интерес к янгтаймерам и винтажным автомобилям в нашей стране. Россия пока что не в авангарде ретро, как Европа и Северная Америка, но, думаю, все еще впереди.
Допустим, я хочу стать коллекционером. С чего мне начать?
ГБ: Коллекционер – это определенный вид обладания машинами. Не обязательно становиться сразу коллекционером. Это можно оставить на потом. Сперва определитесь с выбором модели авто по вкусу. Допустим Никита (да и я тоже) поклонник машин со спортивной историей. Он свой путь начал с покупки BMW M3 E30. И дальше пошло-поехало. Subaru Impreza 22B, Lancer Evolution VI Tommi Mäkinen Edition, Lancia Fulvia, Toyota Celica GT-Four. Но кому-то интересны, допустим, большие комфортные купе. А можно купить только одну самую любимую машину мечты. Довести ее до отличного состояния. А затем остановиться и не делать коллекцию. Мы в любом случае признаем вас как нашего единомышленника, потому что у вас не обязательно должно быть много машин и конкретная тематика.
НМ: Начать нужно не с того, что вы хотите стать коллекционером. Начать нужно с того, что вы действительно влюбитесь в автомобили. Это не просто коллекционирование, а настоящая любовь, ради которой вы готовы игнорировать их недостатки, мириться с каким-то трудностями, ценить их изюминку и красоту. Это то же самое, что и любовь к произведениям искусства. Вы смотрите на картину, и она вызывает у вас невероятные эмоции, вы хотите ее купить. А так, с практической точки зрения, с чего начать – очень сложный вопрос. Тут много нюансов. Нужно понять, что вам нравится, какие у вас возможности, какие у вас цели. Единственное, что я советовал бы, – поначалу обращаться к профессионалам при покупке, чтобы научиться на собственных ошибках, которые будут стоить вам денег и нервов.
Где искать ретроавто?
ГБ: Можно в России на открытых площадках, можно внутри некоторых автомобильных сообществ, как наше. Ну и за границей.
НМ: В России есть очень много машин. На «Авто.ру», на «Авито». Или же можно найти автомобили в Европе, там тоже есть свои специализированные сайты.
Какие, как вам кажется, есть другие главные правила при покупке ретроавто?
ГБ: На мой взгляд, первую машину нужно покупать в приличном состоянии. Так как «уставший» экземпляр может убить очень много времени и отбить желание обладать таким авто. Это уже для более опытных и стойких.
НМ: Как и в случае с любой другой б/у машиной, при покупке ретроавто нужно пригнать его в специализированный сервис и полностью проверить состояние машины и документы на нее.
Есть ли в нашем законодательстве какие-то нюансы, которые нужно учитывать, занимаясь коллекционированием авто?
ГБ: Учитывайте, что в отличие от многих западных стран у нас нет никаких налоговых послаблений для ретромашин. Кроме того, не умудритесь купить авто с документами как «культурная ценность», эти машины проходят через границу не как транспортное средство. И на них нельзя ездить.
НМ: Еще ретроавто – это машины низкого экологического класса. Пока что для них не введены отдельные маркировки, но процесс уже запущен. Постепенно с винтажных машин снимают ограничения, в том числе налоговые. Как в Европе, выплаты будут меньше, потому что вы не просто старым автомобилем заменяете новый, а сохраняете культуру.
Есть ли автомобиль, который вы точно когда-нибудь хотели бы заполучить себе в коллекцию?
ГБ: Да, Ferrari F40 и Lancia Stratos.
НМ: Всегда есть автомобиль, который хочется заполучить себе в коллекцию. Поверьте, мало кто отказался бы от Ferrari F40 или F50. Или, например, McLaren F1. Меня из необычных машин, которые хотелось бы иметь в копилке, интересуют омологаторы группы B. Меня преследует любовь к ралли.
Какие автомобили, как вам кажется, не просто для души, а именно для инвестиций? Может быть, есть конкретные марки, года, причины.
ГБ: Знаете, таких автомобилей много. И надо рассматривать каждое конкретное время и состояние рынка. Например, Porsche 911 в кузове 964 и 993 были на пике цены полтора-два года назад. И в этот момент их точно не стоило брать. Если я дам сейчас какие-то общие рекомендации, то это может выглядеть не очень профессионально. Надо изучать рынок пристально прямо в момент покупки.
Могу сказать только, что в России многие машины стоят ниже рынка на Западе. И если это какая то лимитированная или спортивная серия и цена такова, то вы не прогадаете.
НМ: Чтобы не прогадать, можно, во-первых, отслеживать статистику продаж автомобилей, а во-вторых, выбирать редкие и выпущенные лимитированным тиражом машины, у которых, желательно, есть еще какая-то история. Ну и проверенный вариант – автомобиль известной марки. Винтажные Ferrari и Lamborghini, например, всегда растут в цене.
Коллекционеры авто – это практически субкультура, владельцы часто общаются и держатся вместе. По крайней мере, в США и Европе. Как обстоят дела в России?
ГБ: У нас похожая история. Во второй половине нулевых сегмент сильно рос. Сейчас не самое лучшее время, так как везти машины из-за границы очень дорого из-за курса. Но тем не менее есть множество людей и мероприятий, которые нас объединяют.
НМ: Пока что коллекционеры авто не так сплочены в России, как в Европе. Но поэтому и нужны такие клубы, как наш. Чтобы объединять коллекционеров и создавать субкультуру.
За какими аукционами стоит следить?
ГБ: Давайте так. Зависит от того, какие цели вы перед собой ставите. Думаю, если вы коллекционер, то вы и так все знаете. А если начинающий, то вам не надо пока на аукционы.
НМ: Регулярно торги по ретроавто проводят два дома: Sotheby’s и Bonhams. Но я не могу сказать, что за ними реально стоит следить и что они вызывают какой-то большой интерес. Да, там есть крутые и редкие автомобили, которые можно увидеть, но вряд ли вы действительно станете покупать на торгах машину, они стоят огромных денег.
Вероятно, вам также будет интересно:
Станьте обладателем автомобиля Джеймса Бонда
Мы стали первыми журналистами в мире, кого пустили за руль экспонатов музея Volkswagen
Volkswagen представили электрический микроавтобус на базе минивэна 1962 года
Автомобильные тренды 2019 года: вот все, что вам нужно знать