Найти тему
Наталья и Гиорги

Особенный ребенок и обычное окружение

Какой бы обычной семья не была, как бы не выглядела картинка их жизни со стороны, всем приходиться идти своим путем по бездорожью, без протоптанных троп. И хоть я называю семьи, где есть дети с нарушениями в развитии - особенными, они обычны тем, что так же, как все преодолевают свой собственный жизненный бурелом.

Просто в нашем случае бурелом - это жизнь с особенным ребенком.

И если я, как мать, проходила собственные этапы принятия, была зациклена на своих страданиях и поисках ответов, то члены нашей семьи были не меньше меня вовлечены в процесс трансформации жизни. Мои родные тоже проживали свой новый опыт, испытывали страх, бессилие, жалость и тревогу. Им тоже нужно было пройти путь принятия и адаптации к новым условиям.

И сегодня, я хочу поделиться своими размышлениями на эту тему.

Почему нам так непросто дается преодоление и мы так долго не соглашаемся признать неизбежность перемен. Как помочь себе и близким осознать абсурдность бессмысленных переживаний. Как перестать сопротивляться новому образу жизни, принять изменившуюся ситуацию и найти в ней счастливую гавань.

Для начала предлагаю проследить откуда родом наши беспокойство и страхи.

Мы часто говорим о принятии, и практически всегда речь идёт о принятии нами, родителями, диагноза и принятии изменившихся жизненных условий. Но почему мы никогда не говорим о том, что волнует нас в не меньшей мере? О принятии нас, как семьи с особенным членом, обществом и той средой, в которой мы существуем. Ведь все ноги наших психологических проблем, с которыми мы сталкиваемся при рождении особенного ребенка, растут именно из нашей всепоглощающей жажды быть принятым своим кругом и страха превратиться в изгоя.

Но самое удивительное, это то, что мы почему-то выбираем такую позицию, которая быстрее всего в итоге может привести нас к изоляции от общества. Мы сами сторонимся, обижаемся, обвиняем, презираем, стыдимся, требуем, жертвуем и страдаем, на самом деле, боясь быть отвергнутыми, но именно этого закономерно и добиваемся в конечном счете.

А если так, то пришла пора засучить рукава и разобраться: как помочь себе избавиться от ложных убеждений и помочь другим признать право особенных семей на обычную жизнь.

           Угадайте, как мы будем делать это? Я покажу вам повествовательное кино. Итак, представьте себе необитаемый остров.

           Он прекрасен своими широкими и белоснежными пляжами, вечно летней погодой, журчащими пресноводными ручьями, плодовитыми кокосовыми пальмами и пышными банановыми зарослями. Когда-то, давным-давно у берегов этого острова потерпела крушение яхта. На ней, в трехдневный круиз, отправилась большая и дружная семья, чтоб отпраздновать юбилей самого старшего представителя фамилии. Но налетевший шторм оборвал шумное 

веселье и поверг судно в морскую пучину.

          На счастье, всем удалось спастись. Спаслись даже кое какие пожитки с яхты. Поначалу все ждали помощи, отказывались обживаться и устраивать свой быт на новом месте. Но прошел месяц, потом два, а потом и год, и надежды на спасение стали таять. Пришлось брать жизнь в свои руки и учится жить по новому. Через год семья уже построила из бамбука просторный дом, сколотила нехитрую лодочку для рыбалки, приручила дикую козочку и даже разбила на пляже футбольное поле, где молодежь гоняла футбол с мячом из сухих листьев и старого яхтенного флага.

       Еще через год в семье родился ребёнок. Его появление принесло на остров огромную радость. Увидеть нового человека после двух лет изоляции от мира было сродни чуду. Вся семья души в нем не чаяла. Даже тогда, когда стало понятно, что развивается он не так, как другие дети. Он был ловким и сноровистым, но никак не мог начать говорить, не любил играть с другими и выстраивал найденные ракушки на пляже в бесконечные ряды. Конечно, семья беспокоилась о его будущем, которое сложно было спрогнозировать, живя на острове. 

Но это не мешало им продолжать жить и радоваться каждому дню. Они учили малыша лазать по пальмам и собирать бананы, учили расставлять силки для птиц и разводить костер, учили рыбачить и стоить детские шалаши. Они всей семьей не упускали возможности от души посмеяться над его промахами и не парились, если нервы малыша сдавали и он с истерикой валился на землю и катался по белоснежному песку, поднимая вокруг себя клубы песчаной пыли.

          Им не нужно было думать о том, что скажут люди. Бабушка с дедушкой не боялись получить порцию жалости и косых взглядов. Родители не пытались заставить ребенка делать то, на что он не способен, только потому что так умеют делать другие дети. Братья и сестры не переживали, что им придется терпеть насмешки сверстников. Тети и дяди не боялись обидеть и ранить чувства, не делали разницы между всеми детьми, одинаково всех кормили, учили, шлепали, ругали и успокаивали.

            Они не тратили время на пустые переживания. Они трудились, веселились и обучали своих детей жить на острове, а не соответствовать чьим то ожиданиям.

            Прошло еще несколько лет. И однажды ночью на остров налетел страшный ураган. Землю сотрясали

раскаты грома, небо полыхало от гроз, пальмы нещадно гнул к земле ветер, а тучи извергали килотонны воды. Бамбуковый дом отважно противостоял стихии, защищая свои обитателей. Но с первыми лучами солнца над островом и морем повисла блаженная тишина и спокойствие. Зачирикали птицы, 

заголубело безмятежное небо и только потрепанный домик и разбросанная по округе утварь напоминали о ночной буре. 

         И вот, когда казалось, что все неожиданности уже позади, семья обнаружила на пляже большую толпу людей, спасшихся после крушения круизного лайнера. Они были шокированы, тряслись от холода и страха, плакали и были абсолютно беспомощны. Семья кинулась на помощь. Они обработали пострадавшим раны, обогрели и накормили их. Вновь прибывшая детвора освоилась очень быстро и уже на следующий день они носились с местными детьми по футбольному полю. 

Взрослые все не могли наговориться. Островитянам были 

интересны последние события в мире, а вновь прибывших интересовали вопросы выживания на острове. За туристами с лайнера тоже так никто и не приплыл. И они стали потихоньку обустраиваться по соседству с бамбуковым домом.

        Семья активно поддерживала новых жителей острова, делилась знаниями, учила отличать ядовитые травы от лечебных, помогала строить дома. А те в свою очередь помогали по хозяйству, вместе разбивали новые 

поля и делились нужными спасенными пожитками.

          

Как вы думаете отношение семьи к особенному ребенку изменилось? Конечно нет, с чего бы? Они с самого начала привыкли не оглядываться на 

реакции окружающих и исходили только из своих чувств и желаний.

         А как вы думаете как вновь прибывшие реагировали на особенного ребенка? Точно так же, как семья. Они воспринимали его равным членом общества. Учитывали в общении с ним его особенности и возможности, требовали с него по его способностям и создавали все условия, чтоб он мог чувствовать себя нужным и важным.

Так в чем мораль?

         Если мы сами не можем принять особенность своего ребенка, то почему мы ждем принятия нашей семьи от социума.

          Если мы сами не знаем что надо для нас и ребенка или не говорим о своих потребностях, то как окружение может понять, что нам надо.

           Если в наших глазах застыл страх и обреченность, почему мы ждем радости, легкости и открытости от людей, которые встречаются нам на пути.

           Каждый раз, когда хотите сказать, что мир вас не понимает, что семья от вас отдалилась, а все люди злые и бессердечные, вспомните про необитаемый остров. И постройте его в своем микромире. Пусть он будет идеальным для всех членов семьи и всех, кто окажется на вашем горизонте. И пусть большой мир прогнется под вашей обычной особенностью и безусловным принятием, как бы избито это не звучало.