Возникновение симптомов
Представьте себя маленьким ребенком. Вы еще так мало живете на этом свете и вам безумно интересно всё: трава, букашки, ручьи, другие люди, игрушки. Ребенком движет любопытство, стремление познать и попробовать те возможности, которые у него есть.
Если эта потребность находила свое удовлетворение и поощрение в детстве, то, как правило, вырастает человек, способный удивляться, интересоваться окружающим миром и людьми, уверенный в своих силах и возможностях, преодолевающий трудности пусть не всегда легко, но без чрезмерного психологического напряжения.
В своем исследовательском поведении ребенок оглядывается в первую очередь на родителей. Они служат для него ориентиром и защитой от опасностей. Но если сами родители полны тревоги и чрезмерного страха за ребенка, то мир, который ему очень интересен, становится чем – то страшным и угрожающим.
Особенно сильный страх проявляется в том случае, если родитель начинает угрожать ребенку оставить его в беде. Эти угрозы могут проявляться разными способами – наказаниями (физическими или эмоциональными), игнорированием и отчуждением от ребенка, криками и руганью, попытками застыдить и унижениями.
В результате этого формируется бессознательные убеждения – «мир опасен» (страх), «я не справляюсь, я плохой» (стыд), «если я удовлетворю свою потребность, то мама или папа от меня отвернутся/расстроятся/разрушатся» (чувство вины).
В таком случае, одна из важнейших человеческих потребностей блокируется либо полностью, либо ограничивается такими жесткими рамками, что удовлетворение становится затруднено. И тогда уже во взрослом возрасте любая необходимость в чем-то изменить свою жизнь, попробовать новое будет наталкиваться на сильнейшее внутреннее сопротивление.
Как симптом тревога появляется в тот период, когда жить по-старому внутренне человек уже не хочет. А на исследование нового стоит блок из сильного страха/стыда/чувства вины. И получается такой замкнутый круг – так жить больше не могу, не хочу, а жить по-другому нельзя, потому что страшно/стыдно/стремно. Поэтому в центре этого внутреннего конфликта назревает симптом. А какой именно он будет – депрессия, панические атаки, кошмарные сновидения, повышенная тревожность – зависит от специфики личности.
Конечно, блокироваться может не только потребность в автономии/самостоятельности/познании, но и любая другая, более подробно о базовых потребностях я расскажу в следующей статье.
При чем тут привязанность?
Отношения с родителями как с первыми значимыми объектами служат «надежной базой» не только для удовлетворения эмоциональных и других потребностей, но и тем пространством, в которое ребенок может возвращаться после получения опыта.
Особенно, если этот опыт был пугающий или болезненный, то именно теплота и принятие значимых лиц, их доступность и чуткость к ребенку позволяет ему успокоиться, «переварить» то, что случилось, и вынести из этого ценный урок для своей последующей жизни.
Впоследствии, этот опыт безопасности становится внутренним пространством уже взрослого человека, к которому он может возвращаться в те периоды, когда в этом возникает необходимость.
Но если отношения с родителями нестабильные, угрожающие, отстраненные или даже враждебные, то подобной внутренней «надежной базы» впоследствии не сформируется, а значит при любой неопределенности во внешней жизни человек будет ощущать колоссальную тревогу.
Выделяют 4 основных типа привязанности:
- надежная привязанность. Если родители ответственно и внимательно удовлетворяли потребности ребенка, то у него формируется чувство безопасности, что в случае чего он сможет обратиться к ним за помощью. Во взрослом возрасте эти люди более уверенно вступают и поддерживают отношения, легче переносят неопределенность или жизненные невзгоды.
- тревожно – устойчивая или амбивалентная привязанность. Такой тип привязанности формируется, когда родители непоследовательны и непредсказуемы. Проявляется это в сильном страхе потерять значимого человека, остаться в одиночестве. Самооценка очень часто занижена, присутствуют попытки цепляния за партнера и сильная тревога в случае любых изменений во взаимоотношениях.
- тревожно – избегающая привязанность. Возникает тогда, когда родители по большей части не реагируют на потребности ребенка, не поддерживают его, отвергают, оставляют в одиночестве. Во взрослом возрасте такие люди избегают близких отношений, очень часто стараются скрывать свои чувства, держаться от других людей на расстоянии, но одновременно очень сильно переживают из-за одиночества.
- дезорганизующая/дезориентирующая привязанность. Проявляется в непоследовательном поведении, то человек отчаянно ищет контакта, то резко обрывает его и исчезает. Эмоциональные реакции противоречивы и непоследовательны. Такой тип привязанности формируется в семьях, где физическое и/или эмоциональное насилие было нормой.
Более подробно о теории привязанности можно почитать: Дж. Боулби «Привязанность», К.Х. Бриш «Терапия нарушений привязанности», Бурменская Г.В. «Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери»
Чем может помочь работа с психологом?
Психолог в данном случае как раз выступает в роли той самой «надежной базы»:
- он эмоционально открыт, чуток и внимателен к клиенту. Между психологом и клиентом существует договоренность о времени встреч, что позволяет клиенту чувствовать, что при любом раскладе именно в это время он может обратиться за помощью и поддержкой, а не остаться в одиночестве;
- отсутствие критики и чрезмерного вмешательства со стороны психолога позволяет организовать эмоционально безопасное пространство, в котором клиент может обсудить и проработать те сложности, с которыми он сталкивается в жизни;
- психолог ориентируется на потребности клиента и может в каких-то ситуациях стать эмоционально ближе или эмоционально дальше, чтобы клиенту было комфортно во взаимоотношениях;
- основные модели построения отношений клиента проявляются и в отношениях с психологом, что позволяет их осознать и переоценить;
- инициатива прекращения отношений передается клиенту, что позволяет не бояться отвержения со стороны психолога.
Новый опыт безопасных отношений с психологом позволяет скорректировать те модели поведения и реагирования, которые мешают клиенту в его повседневной жизни. Но хочется отметить, что коррекция типа привязанности – это долгосрочная работа, невозможно изменить в короткие сроки то, что формировалось и подтверждалось в течение долгих лет.