Найти тему
Александр Шадов

Введение в книгу «Духовные практики Осьминога Бесконечности»

Для понимания значительной части утверждений храма осьминога бесконечности необходимо привести свое сознание в соответствующее состояние. Вербальные доказательства всегда будут недостаточны в этом деле, потому что они почти никогда не касаются сути дела. Да и сам язык является частью проблемы, которую пытается решить мое учение. И эта проблема называется догматизм.

-2

Вам может показаться, что для решения проблемы догматизма достаточно лишь начать думать, сомневаться и аргументировать, только вот проблема и заключается в том, что мышление, сомнение и аргументация уже давно проиграли сражение с догмами и стали их верным оружием. Наивный человек полагает, что перейдя из одного догматического лагеря (допустим, христианства) в другой (допустим, в науку) он сразу же обретает священное, чистое и непредвзятое критическое мышление, становится не догматиком, а скептиком и все-все-все его старые догмы самым простым образом покидают его. На самом деле, не меняется абсолютно ничего. Наивное сознание остается наивным.

-3

И чтобы справиться с этим, были разработаны практики Осьминога Бесконечности, которые делятся на восемь щупалец:

1. Щупальце знания;

2. Щупальце воображения;

3. Щупальце творчества;

4. Щупальце философии;

5. Щупальце плюрализма;

6. Щупальце безразличия;

7. Щупальце понимания;

8. Щупальце сомнения.

-4

Щупальца перетекают одно в другое, а потому путь надо начинать с самого начала. Знание нужно для того, чтобы развить воображение; воображение нужно для того, чтобы развить творчество; творчество нужно для того, чтобы развить свой философский потенциал; философия нужна для того, чтобы достигнуть плюрализма; плюрализм нужен для того, чтобы достичь безразличия; безразличие нужно для того, чтобы достичь понимания, а понимание для того, чтобы обрести абсолютное сомнение.

-5

Логика перехода обусловлена особенностями трактовки всех вышеперечисленных терминов. Например, философия – это высшее проявление творческого сознания, суть которого заключается в продуктивной мыслительной деятельности. Из этого становится понятно, что для занятий философией необходимо иметь довольно прочный творческий фундамент.

-6

Безразличие часто понимают как безучастное отношение, но в рамках моего философского учения оно занимает особое положение. Безразличие – это неразличие. И чтобы не различать перед нами должно находиться некое множество (а это и есть плюрализм) и понять это множество можно только тогда, когда будет достигнута ступень, на которой отсутствует различие. Различающий сравнивает, имеет свои трактовки и попадает в бесконечность герменевтического круга, в котором нет ни понимания, ни завершения. Безразличный учится видеть все вне категорий различия и сравнивания, а это дает ему возможность отнестись к понимаемому в чистейшей его форме.

-7

Самым существенным является переход от высшей степени понимания к сомнению. Логически это проясняется так: поняв в той или иной степени все возможные учения, уже невозможно искреннее верить в одно или несколько из них. Ты в одинаковой степени вовлечен во все, относишься к ним с почтением и умеешь применять на себя их взгляды. Это не тот скептицизм, который просто все отрицал. Это новый скептицизм, основанный на понимании, безразличии, плюразлизме, философии, творчестве, воображении и в самом начале на знании.

-8

Каждое щупальце делится еще на восемь ступеней. Всего в книге будет описано шестьдесят четыре практики, которые помогут прийти к пониманию и сомнению. Простого пути к решению проблемы догматизма нет и не может быть. Всякое простое решение – это лишь следующая ступень догматизма. Чтобы обыграть его, следует пройти длинный путь, в котором развиваться будет не только ваша эрудиция, но и весь массив внутреннего мира.

-9

Заранее предупрежу, что 64 ступени, предложенные в книге, описывают лишь мой духовный путь. Это не значит, что добраться до обозначенной цели нельзя другими путями. Впрочем, ранее никто и не пробовал. Легкодоступный «скептицизм» в духе Декарта и других рационалистов сейчас в моде, и он сбивает людей на пути к настоящему сомнению.

-10