Найти тему
Александр Шадов

Философия и искусство

Оглавление

Под философией я понимаю продуктивное мышление, производящее новые смыслы. Если это так, то философию можно считать первичным творческим актом. Мне думается, что без продуктивного мышления невозможно возникновение искусства вообще, впрочем, доказать это утверждение будет крайне затруднительно. В данной статье мы попробуем показать, что философия, понятая как продуктивное мышление, является фундаментом для любого зрелого искусства.

-2
-3

Философия как творчество

-4

Философия, если мы называем её продуктивным мышлением, является сердцем любого подлинного творчества. Творчество – это создание нового. Притом, чем качественно новее произведение, тем оно более творческое. За качество нередко отвечает философия, потому что философия – это ядро любой культуры, любой эстетики и, как следствие, любого произведения. Тот, кто способен создать свою философию (или религию), тот производит изначальный творческий акт, меняющий сами основания культуры, и, как следствие, основополагающие качественные аспекты творчества.

-5

Философия и эстетика

-6

Эстетика – это не столько философская дисциплина, изучающая красоту, сколько создающая её. Именно продуктивное эстетическое мышление задает новые определения красоты и формирует новые взгляды на нее. Деятель искусства, не способный создавать новые эстетические установки, полностью повинуется эстетическим установкам прошлого, что в значительной степени ограничивает его творческий потенциал. Из этого следует, что творец, перевернувший эстетические установки своего времени, является более значительным в творческом плане, чем деятели искусства, ничего не изменившие, и сааме великие творцы всех времен обычно связаны с подобными изменениями. Они влияли на изменение эстетического восприятия и своими работами продвигали новые формы эстетизма. Впоследствии их адепты принимали эти философские достижения как должное, а не как продукт продуктивного эстетического мышления.

-7

Искусство и философская спекуляция

-8

Обсуждение является фундаментом любого искусства. Без обсуждений произведения не имеют никакого смысла. Искусство – это не только многочисленные творцы, но и еще более многочисленные читатели, зрители и слушатели, которые как раз обсуждают произведения. Кроме того, это критики, филологи, искусствоведы, философы, которые только и занимаются болтовней об искусстве.

Так что делает искусство искусством? Техническое мастерское исполнение? К сожалению, нет. Известны многие мастера, которые технически превосходят и наших почитаемых классиков, и современных высоко оцененных творцов. Тут дело определенно не в технике, впрочем, технические требования в любом искусстве обыкновенно имеются. Дело в смысле? Отнюдь, нередко довольно банальные, глупые и не приносящие ничего нового творения становились классикой. Смысл – далеко не самый важный критерий. Так, может быть, в искусстве важна новизна? Подавляющее большинство людей не может оценить новизну произведения, и нередко классическими становятся совершенно банальные работы, вплоть до очевидного плагиата.

Так чего же общего у всех признанных произведений искусств? Вокруг них идут непрекращающиеся околофилософские спекуляции, во время которых создаются новые смыслы, формируются новые точки зрения, а иногда укрепляются старые. В некоторых случаях авторов может оказать внимание на ход спекуляции, но чаще всего, особенно после смерти, он становится бессилен, и его работа вместе с разговорами о ней живут отдельно. Произведение является ценным не по факту своих выдающихся качеств, а по количеству спекуляций, происходящих вокруг него.

-9

Философия и поэзия

-10

Поэзия – одно из частных искусств. Его история уходит в древность, а вместе с ней во всевозможные религиозные культы. Отмечу, что в рамках моей системы у всякой религии есть своя философия, как следствие, религиозные стихи, в особенности описывающие сотворение мира, бытие богов и все тому подобное – философские. Кроме того, не будем забывать о том, что многие философские произведения ранних греческих философов написаны в стихах. Это говорит нам о том, что с помощью стихов в древности продуктивное мышление реализовывало себя в мифах и непосредственно рассуждениях. Также зафиксируем, что значительную роль в создании и осмыслении тропов сыграли Горгий и другие софисты, без которых, вполне возможно, у поэзии было бы намного меньше риторических приемов.

Однако история очень сильно ограничила поэзию, которая отдалилась от продуктивного мышления и начала повторять одни и те же вещи: описание природы, описание стандартных эмоций, восхваление военных событий – в поэзии появилось большое количество тем, которые возобновляются вновь и вновь на протяжении уже многих веков. Однако поэтическая деградация не является сутью поэзии, которая благодаря продуктивному мышлению может добиться подлинного разнообразия.

-11

Философия и проза

-12

Любые тексты всегда пронизаны идеей и, как следствие, философией, просто некоторые из идей настолько банальны, что мы воспринимаем их как должное. Проза не является исключением. Любая осмысленная проза включает в себя философию, и чем лучше проза, тем сложнее и нестандартнее идеи, изложенные в ней.

-13

Философия и музыка

-14

Как известно, Пифагор благодаря своей философии реформировал математику и создал для музыки тоническую систему. Также он обосновал философию гармонии, которая до сих пор используется музыкантами. Слушающий музыку, может принимать её, только понимая её философию. Стройный порядок и гармония западных музыкальных произведений может не производить никакого эффекта на людей, не понимающих философского фундамента западного подхода к музыке. К примеру, далеко не все люди могут воспринимать классическую музыку. Я знаю многих, у кого она вызывает отвращение, несмотря на все её преимущество, стройность, сложность и гармоничность. Получается, что даже музыка причастна к определенной философии.

-15

ВЫВОД

Философия и искусство тесно связаны. Продуктивное мышление, являясь ядром мышления творческого, создает искусства, реформирует их, формирует эстетические, этические и прочие установки, что, безусловно, важно для искусства вообще. Однако обыкновенно люди недооценивают связь философии и искусства. Это связано с тем, что многие не имеют достаточных знаний в области философии. Даже люди, занимающиеся искусствоведением, обыкновенно зацикливаются на тех или иных частных искусства, игнорируя картину в целом. Здесь же мы попытались ответ на важный общий вопрос, лежащий в основании культурогенеза. Предложенная модель не является окончательной, но отвечает на многие вопросы, на которые не могут ответить другие модели.

-16