Найти в Дзене
Я ЖЕ БАТЬ!

Ребенок-марионетка удобен родителям и преступникам

— Мальчик, а мальчик, иди-ка сюда! — кричит женщина в возрасте, безошибочно выцепив взглядом среди толпы детей самого крепкого. Дети в компании — ну, лет до семи-восьми, наверное, собрались. Гуляют во дворе.

Видно, что подходить к женщине «мальчик, а мальчик» совсем не хочет, но… Идет на зов.

И дама, ничтоже сумняшеся, вручает ему объемный черный мусорный пакет, который только что вытащила из багажника машины. Командует отнести его к мусорным бакам. «Мальчик, а мальчик» так же нехотя тащит, и вся его фигура выражает великую скорбь.

Я знаю, сейчас те, у кого нет детей, умилятся — ах, какой чудесный, воспитанный ребенок. Помнит завет, что старших надо слушаться, старших надо уважать, старшим надо помогать.

Нам это самим внушали с детства, превращая ребенка — а ребенок это личность, как бы ни протестовали против этого взрослые — в марионетку.

Марионеткой удобно управлять, надо лишь дергать за нужные ниточки. Марионетка не бунтует, марионетка не устраивает революций, с марионеткой нет проблем: такой ребенок всегда знает, что мама, папа, учителя, дяди и тети правы по умолчанию.

Если говорить по- умному, это можно назвать абсолютизацией авторитета взрослых. Она проявляется во фразах» мам с папой всегда правы», «что ты можешь знать, слушай старших»? или даже «тетя сказала — делай».

Последнюю фразу, «тетя сказала — делай», слышал буквально на днях, в парке. Две дамы — судя по возрасту одна была бабушкой ребенка — сидели на лавочке, и спутница этой бабушки начала ребенка поучать, мол, он неправильно играет со своей радиоуправляемой машинкой.

Киндер пытался возражать, но был остановлен строгой бабушкиной фразой:

-Тетя сказала — делай.

Так и хотелось вмешаться в ситуацию, сказать — что? Товарищи взрослые, да вы понимаете, какие установки даете маленькому человечку на всю жизнь? Он, взрослея, нее избавится от этого комплекса послушания. Разве что убелившись сединами, потому как всегда будет кто-то старше, и, разумеется, авторитетнее.

Но это — отдаленные последствия, а те, что в ближайшем будущем, могут быть страшнее.

Ребенок, у которого подавили делание отстаивать свои границы, в представлении которого власть взрослых абсолютизировали, беззащитная жертва, как для психологического насилия, так и для физического.

Каждый раз, когда с детьми случается несчастье, взрослые начинают задавать один очень странный вопрос: да как это так ребенок пошел с незнакомым человеком, да как это он не закричал, когда дядя или тетя чужие взяли его за руку и повели неизвестно куда. Ведь родители, несомненно, ему говорили, что с чужими — ни-ни.

Говорили. Но заодно учили слушаться взрослых. И в критический момент у ребенка перемкнуло контакты — привычка «делать что взрослый скажет”пересилила слабые крики инстинкта самосохранения (который в юном возрасте еще и слаб, так как опыта никакого).Да и две установки — с чужими не общаться и слушаться взрослых — вошли в конфликт. Вот и получили молчаливую жертву…

Оно вам надо, товарищи родители, такое? Да, признание ребенка как личности приведет к тому, что первые, на ком он будет тренироваться отстаивать свои права и личные границы — родители. Но даже это — важная часть социализации ребенка в обществе, ведь одновременно он будет учиться соблюдать и их границы, учитывать их права, а взаимоуважение — основа здоровой психологической атмосферы в семье.

Задумайтесь об этом…