Осматривая руины, которые остались от квартиры за время жизни с мужем, Елена, сжимая кулаки, повторяла: «Скоро мы от тебя сбежим»
Когда захлопнулся капкан домашнего насилия, Елена (имя изменено в целях безопасности героини) ещё долго не понимала, что произошло. Несколько месяцев она прощала, верила, что бывший муж, который набрасывался на неё при маленьком сыне, крушил мебель, разбивал её телефоны и изолировал от родных и друзей, изменится. Обязательно изменится – слишком правдоподобно он раскаивался, слишком убедительно плакал, глядя на развалины мебели после очередного погрома. Когда стало совсем невыносимо, Елена сумела защитить себя и сына – в этом ей помогла организация «Аистёнок».
Мимикрия
Пауки-кругопряды из рода Poltis мимикрируют под безобидное растение – веточку или сухой лист, чтобы усыпить бдительность жертвы, и заставить её без опаски приблизиться к ним.
Елена познакомилась с бывшим мужем через общих друзей. Крепко сложенный, брутальный, подруги говорили: «Ух ты, вот это – настоящий мужик, счастливая!». При этом – романтик: дарил цветы, красиво ухаживал. Был подчёркнуто вежлив и обходителен.
Елена сразу влюбилась. Через некоторое время они поженились и стали жить вместе.
Кокон
Когда в сеть паука-тенётника попадает жертва, животное набрасывается на неё, впрыскивает яд и быстро оплетает паутиной, создавая кокон, изолируя от внешнего мира, обездвиживая свою добычу. В этом коконе из крепких липких нитей она уже не может сопротивляться.
Как только Елена съехалась с мужем, начались проблемы.
«Он стал часто на меня кричать, – говорит девушка. Она жестикулирует резко, её глаза блестят. – Сначала я думала, что он просто устаёт на работе, всё пройдёт. Со временем я всё яснее видела, что это два разных человека: один – добрый, нежный, может расплакаться при мне. Второй – жестокий тиран. Первый превращается в монстра, как по щелчку».
Мужчине постоянно что-то не нравилось, но причин он никогда не объяснял.
Однажды, когда Елена была беременна, он закрыл её на балконе. Девушка долго стучала кулаком в дверь, умоляла пустить её назад.
После рождения сына стало ещё хуже. К скандалам приводила любая мелочь: не купила сахар, пришла домой на десять минут позже обычного, сказала не то, что он ожидал. «Ты превращаешься в тень самой себя, чтобы не задеть его» — говорит Елена.
Муж пытался изолировать девушку от всех. Запрещал общаться с родителями, водить ребёнка к бабушке и дедушке. Угрожал, что отнимет сына, требовал всё больше и больше внимания. «Когда он кричал, то подавался вперёд, как будто готовясь к нападению» — вспоминает Елена.
Охота
Для охоты паук-волк роет в земле небольшую ямку и ждёт в ней, затаившись, чтобы наброситься на жертву в подходящий момент. В укрытии они обычно замирают и внимательно выслеживают добычу.
После очередной вспышки агрессии муж превращался в идеального супруга: приносил цветы, подарки, помогал с ребёнком и по хозяйству. Но счастья хватало на неделю. Постепенно забота сходила на нет и переходила в другую крайность: насилие, обвинения, угрозы.
«У меня начали открываться глаза. Я понимала, что скоро нужно будет бежать. Многие говорят: “Почему не поменяла замки, зачем сразу бежать?” – А это нереально, он просто больной человек, всё равно нас достанет.
Другие говорят, мол, нечего жаловаться, раз не нравится – уходи. Но это сложнее, чем кажется: ты как будто под гипнозом. Он говорил в слезах: “Лена, я – псих, мне нужно к специалисту”. Я его возила к психологам, только всё это оказалось бесполезным: он ругался на них, говорил, что его никто не понимает. Больше, чем на одну встречу его не хватало.
Подавать заявление в полицию я боялась из страха, что он узнает об этом и убьёт меня. Теперь понимаю: нужно было идти».
Бросок
Когда жертва окутана в плотный кокон, паук набрасывается на неё, впрыскивает в тело насекомого специальный фермент, который размягчает все ткани его организма, а затем в буквальном смысле выпивает все соки.
В тот вечер Елена уложила годовалого сына и пошла на кухню к мужу. Ссора опять началась на пустом месте. Она спокойно сказала, что в браке оба несчастливы и нужно расходиться. У мужчины исказилось лицо от гнева, он набросился на Елену, повалил на пол, начал душить и зашипел: “Откажись от ребёнка, я тебе сейчас шею сверну”. Девушка сумела отбиться и выбежать из дома.
«Я убежала к маме в темноте в одних трусах и футболке. Мама привела меня в чувство, потом забрала к себе ребёнка. Муж бегал у нас под окнами, кричал не своим голосом, угрожал убить меня и повеситься. Потом уехал куда-то на моей машине. В этот момент я действовала на автомате: поняла, что надо бежать и это удобный момент, чтобы закончить этот ад. Мы сели в такси вместе с мамой и уехали к родственникам в Екатеринбург».
Разорвать сеть
Как только насекомое попадает в паутину, оно пытается выпутаться, порвать клейкую нить, но становится хуже – липкая сеть обволакивает жертву.
Елена с сыном сняли квартиру в Екатеринбурге, девушка сменила номер телефона. Через три месяца он нашёл их.
«Я провела в квартиру интернет и вышла в социальную сеть. Так муж выследил и нашёл нас: прочёсывал весь район, увидел мою машину и понял, в каком доме мы живём. Он заночевал в своей машине в нескольких метрах от моего подъезда. Утром мы вышли с сыном на улицу, а там – он. Я смотрю: плечи опущены, идёт, как покаявшийся грешник, пустил слезу: “Наконец-то я вас нашёл!”. Ребёнка обнимает. После он стал к нам приезжать и играть роль идеального мужа и отца. Я подумала: неужели изменился?».
Елена с ребёнком вернулись в родной город, сын пошёл в садик. Муж пытался убедить её жить вместе – Елена боялась. Вскоре вернулись его прежние гнев и агрессия: если девушка не брала трубку, приходил к ней домой, выхватывал мобильный и разбивал его молотком. После того как мужчина швырнул в Елену тарелкой, оставив на ноге глубокий шрам, она поняла, что так никуда и не вырвалась.
Последняя капля яда
Сиднейский Воронковый паук – один из самых ядовитых в мире. Своими длинными крепкими клыками он может прокусить кожу. Нападает паук незамедлительно и яростно. Перед атакой принимает устрашающую позу, поднимает вверх передние лапки и демонстрирует клыки. К обидчику он беспощаден, поэтому наносит укусы молниеносно, иногда несколько раз подряд.
Через пару дней после случая с тарелкой, под вечер муж постучал в дверь. Сказал, что привёз продукты для сына. Елена попросила его прийти в следующий раз, муж начал плакать и умолять. В какой-то момент за дверью всё стихло, девушка решила, что он ушёл. В это время мужчина обходил дом с обратной стороны.
«Он подошёл к окну, с мясом выдернул раму, прыгнул в квартиру и опрокинул стол. От шума проснулся и заплакал ребёнок. Он опрокинул и шкаф – вещи разлетелись по комнате. Подошёл ко мне, схватил телефон, бросил в окно – окно разбилось. Взял шуруповёрт и двинулся в мою сторону. Я подумала, что он просверлит мне голову на глазах сына. Тело покрыли холодные мурашки. Наверное, люди перед смертью чувствуют подобное. Он прошёл мимо, положил на пол телефон, который валялся у разбитого окна и просверлил его. Вокруг – руины, ребёнок плачет. Потом муж сел на диван, огляделся и сказал: “Боже, что я наделал?” – и тоже заплакал».
Елена подала на развод. Но даже после развода ничего не закончилось: муж не перестал забираться к ней в квартиру, отнимать телефон, устраивать истерики.
«Когда в очередной раз он бесновался и мне показалось, что он меня убьёт, я попросила подругу вызвать полицейских. Они не приехали. И я поняла, что никакая полиция не поможет».
Невозможное
Елена собиралась подавать в суд, чтобы лишить мужа родительских прав. Она понимала, что им с сыном снова придётся скрываться. Знакомые дали Елене контакты организации «Аистёнок», которая помогает женщинам в кризисных ситуациях. Перед вторым побегом девушка успела съездить туда и подготовить план спасения.
«В “Аистёнке” есть психологи, которые знают всё о домашнем насилии. Они рассказывали мне, как подготовиться к побегу. Я пробовала до этого убежать без "Аистёнка", но у меня ничего не вышло».
Два месяца Елена с сыном жили в кризисной квартире «Аистёнка». Ребёнок ходил в группу дневного пребывания. С ним и Еленой работали психологи организации, параллельно девушка готовилась к суду и общалась с юристами, которых ей тоже предоставила организация.
Сейчас бывший муж Елены продолжает видеться с сыном в стенах «Аистёнка», но девушка настроена лишить его родительских прав.
Редкое насекомое может вырваться из крепкой паучьей сети. Для этого нужно быть намного сильнее и хитрее хищника.
Благодаря организации «Аистёнок» Елена наконец смогла вырваться из круга домашнего насилия и приняла решение больше никогда не возвращаться к деспоту-мужу. Она ходит к психологу вместе с сыном, развивает свой бизнес и строит планы счастливой жизни для себя и ребёнка. Таких женщин – отчаявшихся найти выход, терпящих оскорбления и побои — в нашей стране очень много. Пожалуйста, подпишитесь на ежемесячное пожертвование в пользу «Аистёнка».