«Цех» продолжает серию материалов, в которых разбирает популярные книги, посвященные образованию, саморазвитию и личной продуктивности. На этот раз в центре нашего внимания «Беседы с дочерью об экономике» Яниса Варуфакиса — известного левого экономиста, бывшего министра финансов Греции.
Формат книги (рассказ отца дочери об основах экономики) предсказуемо вызывает вопрос — интересна ли книга читателю возрастом старше десяти лет? Да, вполне интересна. В ней прекрасно раскрыты многие базовые экономические принципы и понятия, которые стоит знать всем.
Талант Варуфакиса объяснять сложные вещи максимально широкому кругу читателей был лично проверен генеральным директором знаменитой игровой компании Valve Software Гейбом Ньюэллом, который пригласил ученого в 2012 году на должность автора внутриигровой экономики для таких проектов как Dota 2 и Team Fortress 2. Причиной этого стало то, что глава Valve регулярно читал блог Варуфакиса.
Книга совсем небольшая и легко читается за вечер-два. Несмотря на объем, Варуфакис не смог победить родовую травму современного нон-фикшена — на протяжении почти всей книги он повторяет несколько своих любимых идей бесчисленное число раз. Поэтому наш пересказ ключевых идей особенно полезен.
Ключевые идеи книги
- Сегодняшнюю экономику создали два больших скачка в человеческой истории — речь и избыток. 82 тысячи лет назад люди научились употреблять голосовые связки не только для того, чтобы кричать, но и чтобы разговаривать. Через 70 тысяч лет после этого человечество научилось обрабатывать землю.
- Через 12 тысячелетий после изобретения земледелия мы можем сказать, что тогда произошло. Человек впервые перестал полагаться на природу с ее дарами, но научился, прилагая усилия, самостоятельно производить нужные ему вещи. Был ли человек этому рад? Конечно, нет. Единственное, что заставило человека возделывать землю — страх голода. Человек истребил многих диких зверей и птиц, на которых привык охотиться, устраивая ловушки и силки, а плодов деревьев не хватало для пропитания всех людей. Поэтому и пришлось изобретать обработку земли. Нельзя сказать, что это был наш выбор — развивать технологии. Наоборот, технологии, земледельческая экономика создала нас самих!
- Археологи сообщают нам, что первая форма письменности возникла в Месопотамии. И что там записывали? Записывали количество зерна, которое каждый земледелец сдал в общие закрома. Неудивительно, что общества, не нуждавшиеся в развитии земледелия, довольствовавшиеся охотой и собирательством — такие как общества австралийских аборигенов или коренных жителей Северной Америки — добились больших успехов в живописи и музыке, но даже не стали изобретать письменность.
- Пока земледельцы просто выращивали урожай, до изобретения аграрной экономики, они и не думали, что общество может быть как-то организовано. Но как только власть утвердила себя как переживающая целые поколения и века, полностью сохраняющая свою форму после смерти правителя, тут же понадобилась идеология.
- Как только впервые собрали тонны урожая в общие закрома и как только тысячи людей сошлись вместе в большие поселения, первые города, взяв с собой еще и скот, дававший молоко и мясо, перевозивший урожай, эта громадная биомасса невольно сделалась страшной биохимической лабораторией. Так начались эпидемии, мучительные и губительные для множества людей, и число их жертв было огромно. Поэтому, когда люди из аграрных обществ приходили к племенам, не знавшим сельскохозяйственного производства, для истребления этих племен им не требовалось ни мечей, ни стрел.
- Если подумать, ни одно убеждение не воспроизводится так хорошо, как мысль, что принадлежащее тебе принадлежит тебе по праву. Однако, не надо считать всех нас злонамеренными. Просто мы слишком легкомысленно убеждаем самих себя, что существующее распределение благ, особенно если мы от него не слишком пострадали, «логично», «естественно» и «справедливо».
- История продажи Фаустом души Мефистофелю идеально подходит для объяснения сути такого явления, как экономический долг. Эта история так важна, потому что она отразила нравственные муки людей, когда привычное им общество превратилось в рыночное общество. Марло написал свою пьесу в начале XVI века, как раз тогда, когда постепенно меновая стоимость стала брать верх над жизненной ценностью. В версии Марло, по прошествии двадцати лет, Фауст всячески умоляет Мефистофеля освободить его от обязательств по договору и не увлекать за собой в ад. Мефистофель не слушает его и сразу забирает в ад. А в версии Гёте в конце концов Фауст спасается от ада. Сейчас я тебе объясню, откуда такая разница двух финалов. В эпоху, когда писал Марло, ссуда под проценты считалась большим грехом. Театральные зрители требовали возмездия для Фауста, потому что он без колебаний взял долг у Мефистофеля под самый огромный процент, за цену собственной души, ради всего лишь двадцати лет счастья. А во времена Гёте все изменилось. Ценность сделки стала важнее ценности вещи. Процент превратился в процент прибыли, одобряемый нравственно и политически. Прибыль теперь — законный доход от вложенных денег.
- Долг в рыночных обществах — то же, что ад в христианстве: столь же необходим, сколь и нежелателен.
- Крах — не что иное, как внезапное нарушение привычного равновесия, когда настоящее вынуждено признаться будущему, что нечем отдавать долг.
- Без государственного насилия не может быть личной выгоды и рыночной экономики.
- За долгом доход, за доходом богатство, за богатством крах, за крахом кризис. Это все эпизоды одного спектакля, который мы должны научиться смотреть и видеть смысл.
- Чем успешнее большие корпорации заменяют человеческий труд механическим и чем больше заставляют людей работать послушно, как роботы, тем меньшей становится ценность продуктов, которые производятся в нашем обществе; а значит, тем меньшую выгоду получают предприниматели.
- Рыночное общество основано на долге. Чтобы получить прибыль в будущем, ты должен произвести вложения сейчас, отдать деньги в долг производству. Ты как волшебник, у которого вещи исчезают и потом вдруг появляются из ничего! Но в отличие от сказок, где добрые волшебники всегда побеждают злых, экономика — это страшная сказка. В ней злые волшебники начинают побеждать добрых, и эти злые волшебники называются банкирами.
- Армия трудящихся андроидов — мечта каждого работодателя и каждого предпринимателя. Но осуществление подобной мечты просто уничтожило бы рыночное общество. Если бы для производства хватало андроидов, тогда ни один продукт не имел бы меновой стоимости. Они бы производили неограниченное количество товаров, а их цена, их меновая стоимость, стремилась бы к нулю.
- Если в демократической системе у каждого из нас один-единственный голос, что обеспечивает равноправие, то на рынках количество голосов, которыми каждый обладает, напрямую зависит от его богатства. Чем больше рублей, евро, долларов или фунтов у человека, тем больше он влияет на те рынки, в которых участвует.
- После появления денег в экономике возникли огромные новые возможности, но и новые опасности. Скажем, появилась возможность копить, которой не было раньше. Более того, когда кто-то получает возможность копить, он одновременно получает возможность ссужать, давать в долг.
- В отличие от природы, которая никогда не соответствует нашим ожиданиям (солнце восходит или дождь идет независимо от того, хотим мы этого или не хотим), в экономике ожидания играют решающую роль.
- В экономике нет экспериментальной проверки данных. Поэтому экономика — это образ мысли, не имеющий никакого отношения к настоящим наукам. Если мы занимаемся экономикой, мы либо должны продолжать ложно выдавать себя за ученых, либо согласиться, что мы, скорее, ближе к философам или богословам: мы можем, как и они, рассуждать очень умно, логично, взвешенно, но никогда не убедим никого с точной определенностью, что смысл жизни в этом, а не в том.
Еще три книги, чтобы чуть больше узнать об устройстве мира
- «Удовольствие от X» Стивена Строгаца. Идеальная книга для тех взрослых, которым в свое время не повезло со школьным учителем математики, но которые были бы не против изучить принципы фундаментальной науки (то есть, для всех взрослых). Так как основой книги является серия колонок для New York Times, читать просто и легко.
- «Преломление. Наука видеть иначе» Бо Лотто. Основная мысль книги — «Каждый человек видит реальность по-своему и вы, как ни странно, тоже». Однако, кроме этой мысли там есть еще несколько довольно важных идей, ради которых книгу стоит прочитать.
- «Тайны квантового мира» Матье Бюрниа и Тибо Дамура. Книга представляет собой довольно талантливо нарисованный комикс, который рассказывает все основные идеи квантовой физики. Небольшой спойлер — здесь вместо кота Шредингера фигурирует собака Шредингера (которую главный герой вырывает из цепких квантовых рук судьбы).
Вячеслав Шушурихин
«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.