Найти тему
Арктическая широта

Как сбылось пророчество о будущем экс-губернатора Ямала

501-я стройка
501-я стройка

«Мертвая дорога» - известная сталинская Стройка № 501. Это железная дорога входит в число памятников истории и архитектуры. Посмотреть на то, что осталось от легендарной дороги приезжают туристы со всего мира. Сегодня туристский маршрут «по следам «ГУЛАГа» пользуется большим интересом.

Как рассказывает известный ямальский краевед Людмила Липатова, секретная стройка стратегического назначения, по задумке Сталина, должна была стать уникальным проектом. За 30 лет было выдвинуто множество проектов. Маршруты разрабатывали все, кому не лень. Купцы загибали трассу к пунктам перевалки своих грузов, пароходчики – подальше от железнодорожных линий.

501-я стройка
501-я стройка

О строительстве северной железной дороги говорилось еще в военные годы. Однако оно началось оно только в 1947 году. Сталин собственноручно изменил маршрут дороги, отклонив ее к северу. Тогда он сказал, что в этих местах должны быть газовые и нефтяные месторождения – дорога может пригодиться при их разработке.

Стройка набрала свою мощь к лету 1949. Тогда правительство решило, что строительство 501 стройки будет финансироваться без проектов, смет и проектного задания, с оплатой работ по фактической стоимости. Дорога возводилась силами заключенных. В их число входили военнопленные, полицаи и рецидивисты. Кроме этого, были академики и профессора. Здесь же трудились и вольнонаемные.

501-я стройка
501-я стройка

Людмила Липатова цитирует воспоминание Ольги Нееловой, матери первого губернатора Ямала: «Я вольнонаемной была, табельщицей работала на Ярудее. Потом селектористкой и даже путеобходчицей. Там хорошо получали. Я по 1,5 тысячи получала. Муж получал паек, как военный. Так я, то сало утащу девчонкам-заключенным и еще что-то. Они меня любили. Юра там у нас родился. Я вот не понимала, что это заключенные. У меня и роды-то одна из заключенных принимала, я дома родила: «В рубашке он у тебя родился, большим человеком будет».

Как известно, Юрий Неелов долгие годы руководил арктическим регионом и уделял строительству железной дороги огромное внимание. Касаясь транспортной инфраструктуры, он делал акцент на преимуществах железнодорожных ветвей Обская — Полуночное и Надым — Лабытнанги. Путь вывоза углеводородов за счет строительства железной дороги должен сократиться на 1500 километров. Эта дорога будет уходить по 501-й стройке за пределы УрФО, говорил тогда Юрий Неёлов.