Под иерархией мировоззренческой банальности понимается разделение на уровни моды (значение во множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто) по признаку повторяемости того или иного мировоззрения в обществе. Следует заметить, что данная иерархия имеет пару закономерностей. Во-первых, на вершине иерархии находится меньше всего мировоззрений с большим количеством последователей. Во-вторых, внизу иерархии находится неограниченное количество мировоззрений с малым количеством последователей. Любое разделение на уровни, однако, условно, так как выделить все существующие мировоззрения и точно определить число последователей довольно сложно. В любом случае, данная иерархия нужна для анализа взаимоотношений между разными уровнями мировоззренческой общности, а потому значение имеет не точное определение уровня, а относительное, основанное на сравнении.
Почему мы говорим об уровнях банальности? Не стоит понимать слово «банальность» в качестве ругательства. Банальность — это категория общности, неотличимости, повторяемости. Именно поэтому мы имеем дело с ней.
Первый уровень банальности: Безусловно доминирующее мировоззрение
Безусловно доминирующее мировоззрение — это то единственное мировоззрение, которое осознанно или неосознанно разделяется большей частью населения нашей планеты в не зависимости от региона, культуры, расы и национальных особенностей. Впрочем, и на культуры, и на особенности этот уровень мировоззрения может эффективно воздействовать.
Если измерять в масштабах мира, то у нас существует только одно безусловно доминирующее мировоззрение, и это мировоззрение научное. Как минимум, оно ближе всего к данном статусу, так как располагает ценнейшим в мире ресурсом: самой массовой системой образования за всю историю человечества. И не так важно, что обыватель не знает всех тонкостей научного метода, а также не понимает ряд физических, химических, биологических, социальных, психологических и прочих законов (также, к примеру, большинство христиан не разбираются в богословии, а большинство коммунистов не знакомы с трудами Маркса и Энгельса). Куда важнее, что практически каждый обыватель доверяет науке, потому что он прошел через её школу. Даже если этот обыватель исповедует какую-то религию, то, скорее всего, он знает о своей религии куда меньше, чем о науке.
Второй уровень банальности: Доминирующие мировоззрения
Здесь речь пойдет о мировоззрениях, которые оказывают влияния на мир, но при этом не могут соревноваться с безусловно доминирующим мировоззрением. Они также охватывают большие регионы, иногда целые материки и влияют на множество народов. Число последователей данных мировоззрений в современном мире может измеряться миллиардами.
Речь здесь идет преимущественно о мировых религиях: христианство, буддизм, ислам, возможно, индуизм, так как его воздействие, во многом благодаря йоге, растет, социализм и научный атеизм. Все это довольно большие мировоззренческие системы, охватывающие сразу несколько стран.
Третий уровень банальности: Мировоззрения народа или группы народов
Помимо этого у каждого народа есть свои доминирующие мировоззренческие установки. Нередко они сливаются с доминирующими мировоззрениями, а потому отличить второй и третий уровень в некоторых странах невозможно. Впрочем, нередко мы встречаемся с тонкостями и условностями, свойственными лишь некоторым народам. Например, на Гаити христианство совмещается с особой формой религией вуду, а в современной России православие нераздельно существует с социалистическими установками.
Четвертый уровень банальности: Мировоззрения оппозиции
Также в ряде стран и мире в целом имеются относительно небольшие оппозиционные объединения инакомыслящих. Они больше сект, но значительно меньше национальных религий, даже если располагаются в нескольких странах. Здесь речь идет об анархистах, радикальных националистах, анкапах и прочих оппозиционных популярных группировках.
Пятый уровень банальности: Сектантские мировоззрения
Под сектами мы будем понимать локальные организованные объединения инакомыслящих (т.е. не верящих в доминирующие мировоззрения), которые по размеру меньше оппозиционных, но однако больше философских школ. В отличие от философских школ у сект должна быть реальная организационная схема, объединяющая тысячи и даже миллионы последователей. Философская школа — это секта без организационной схемы и, как следствие, у нее меньшее количество последователей. Однако, секта отличается от оппозиционного мировоззрения четвертого уровня своей локальностью, ограниченностью. Секты редко выбираются за пределы своей страны и редко имеют большое мировое влияние. Более того, секты обыкновенно закрыты, чтобы ограничить на себя влияние извне.
Шестой уровень банальности: Общефилософские мировоззрения
К общефилософским мировоззрениям я отношу известные философские школы с достаточно большим по меркам философии количеством последователей: гегельянство, кантианство, ницшеанство, феноменология, экзистенциализм и т.д..
Седьмой уровень банальности: Уникальные философские воззрения
Также имеется такой уровень банальности, на котором мировоззрение разделяется одним (или несколькими) людьми. Любое мировоззрение начинается с этого уровня и постепенно разрастается. В сущности, это совершенно небанальные мировоззрения. Например, когда Ницше сформулировал свою позицию, то она была на седьмом уровне банальности, а после поднялась на шестой. То же можно сказать и про буддизм, который изначально принадлежал лишь одному Будде, а после распространился и поднялся до второго уровня.
Восьмой уровень банальности: Возможные философские воззрения
Собственно, это те воззрения, которые все еще не существуют, но могли бы существовать. Этот уровень также важен, потому что появление того же Будды буддизм был лишь возможен, а после — начал постепенно подниматься до второго уровня банальности . Возможных мировоззрений неопределимое количество, и если мы собираемся размышлять о мышлении, о границах человеческого познания и воображения, то не учитывать этот уровень — значит просто обречь себя на ошибку.
К вопросу о промежуточных уровнях
Схема условная, а потому без особых проблем можно добавлять промежуточные уровни и реконструировать её. Например, переход между уникальным философским мировоззрением и общефилософским может быть дополнен значительным количеством промежуточных ступеней, так как есть философские взгляды, которые разделяются небольшой группой людей. Кроме того, сами «общефилософские» взгляды не такие уж и общефилософские, а потому их легко можно поделить внутри и создать иерархию банальности философских учений, где гегельянство будет доминировать над эгоизмом Штирнера. Не нужно опираться на предложенное деление как на некую догму. Это лишь удобный инструмент для определения степени банальности того или иного мировоззрения, а также для изучения взаимодействия разных условных уровней, к чему мы сейчас и перейдем.
Нисходящее давление
Чем банальнее, т.е. популярнее, то или иное мировоззрение, тем большее давление оно может оказывать на нижележащие мировоззрения. Давление может выражаться в физическом (инквизиция, война, аресты, репрессии), социальном (потеря работы, статуса, обвинение в шарлатанстве) или психологическом воздействии. Определенно, чем банальнее мировоззрение, тем большее влияние на общество оно имеет, и тем большими средствами давления располагает.
Для подтверждения этой мысли приведу в пример всю историю человечества. Когда речь идет о древности, то исследователь философских традиций сталкивается с многообразием точек зрения во всех философских регионах. С чем это связано? С тем, что местные религии в древности, в лучшем случае, находились на пятом уровне банальности. Нисходящего давления на уникальных мыслителей было намного меньше. Также меньше было давление на возможные мировоззрения, а потому они переходили из восьмого уровня на седьмой. Чем меньше нисходящее давление, тем проще создаются новые мировоззрения. В современном же мире качественно новые философские учения практически нигде не встречаются и последователей не находят. Переход из возможных учений в уникальные, а из уникальных в общефилософские осложнен толщей банальных мировоззрений, которые предотвращают возникновение оппонирующих взглядов.
Монополизация
Также всякое мировоззрение в итоге стремится к монополизации, и чем выше в иерархии мировоззрение, тем его стремление к мировоззренческой монополии сильнее. Это отлично иллюстрируют мировые религии, в каждой из которых прописан пункт о мировом господстве. Да, даже в буддизме, ведь цель буддизма «освободить всех живых существ от страдания», т.е. заставить их всех практиковать буддизм. Ввиду объективных обстоятельств мировоззрения могут отказаться от цели мирового господства, но все равно это желание вплетено в структуру человеческого разума. Люди хотят, чтобы все вокруг были разумны по их образцу и думали по их схеме (даже если эта схема отрицает схемы и заставляет людей думать по разным образцам).
Сила уровня или ресурсы
Чем ближе уровень к первому, тем большим количеством ресурсов мировоззрение располагает. Например, Безусловно доминирующее мировоззрение располагает большей частью ресурсов человечества. Под ресурсами понимаются физические, духовные и временные ресурсы. Следственно, мировоззрениям последних уровней сложнее сопротивляться, так как на них оказывается все большее давление. Мировоззрения седьмого уровня располагают ресурсами одного человека, а восьмого — не располагают ресурсами вообще.
Что можно делать с ресурсами? Воевать с оппонентами, притеснять их, высмеивать и даже спорить. Собственно, благодаря интеллектуальным ресурсам те или иные мировоззрения отыскивают аргументы для подтверждения собственной правоты. Чем больше ресурсов будет на стороне того или иного мировоззрения, тем сильнее может быть не только его физическая мощь, но и интеллектуальная. Именно поэтому представителям разных уровней бессмысленно спорить, потому что, даже если спор будет честный, то шанс на победу у сторонника мировоззрения более низкого уровня банальности значительно меньше. Речь, конечно, идет о споре лучших представителей, каждый из которых располагает значительным спектром аргументов собственного учения. У учений более банальных есть куда большие предпосылки для грамотного отбора интеллектуалов-защитников.
ВЫВОД
В данной статье изложены предварительные соображения по поводу иерархической систематизации учений для дальнейшего их исследования. Иерархия при желании может быть расширена, дополнена и реконструирована.
Степень банальности или степень моды, на мой взгляд, является одним из основных мировоззренческих критериев, так как её вполне можно обнаружить, изучить и сделать более-менее однозначные выводы. Мода (а, следовательно, и банальность) — реальный механизм, за которым, может быть, и лежит что-то более глубокое, но нельзя изучать эту глубину, не затронув при этом поверхностного (как это делает большинство исследователей мнений).
Уровень банальности определяет отношения между мировоззрениями и формирует нисходящее давление. Все это представляет интерес для исследователей мнений, а также явно влияет на мировой философский процесс. Так, например, банальность христианства в европейской культуре привлекла к разработке проекта новоевропейской философии, которая заимствовала ряд элементов у того же христианства. Банальность определяет тенденции и устанавливает запреты. Изучение иерархии банальности может привести к ряду открытий и освобождению философии от необязательных тенденциозных верований. Именно поэтому исследование данной иерархии следует продолжать.