Найти тему
Александр Шадов

Древняя философия VS Философия Нового времени и современности

Оглавление

В целом я не явлюсь фанатом седой древности с народной мудростью и уходящими корнями в тысячелетия традициями, но когда-то новые учения, созданные человеческой мыслью, стали традиционными лишь в будущем. Как бы парадоксально это не звучало, но традиции — ноша современности, а не древности. Именно поэтому мне думается, что древность в большей степени подходила для мыслящих людей и давала больше возможностей для реализации их идей, чем современность. Почему? Попытаюсь ответить на этот вопрос в данной статье. Упор будет делаться на преимущества древней философии над современной, потому что преимущество современной и без того многим понятны.

-2

Современная философия прошла несколько ступеней догматизации

Когда мы говорим о древней философии, то в первую очередь должна представляться более менее свободная мыслительная среда, в которой пусть и в спорах, но уживаются десятки и сотни совершенно разноплановых школ. Это наблюдается и в Греции, и в Китае, и в Индии. Только вот со временем во всех трех великих философских регионах происходит догматизация. Индусы удаляются в духовные практики, высмеивая материалистов; китайцы акцентируют внимание на этических и политических вопросах. Первой ступенью догматизации в европейской философии служит монополизация философской мысли Платоном и Аристотелем. Вторая известнейшая догматизация — это христианский захват власти над думами европейцев и истребление еретической философии. Третья догматизация — это наивное принятие сциентической установки. Древние были свободны от всего этого, а потому у них был значительно больший мыслительный диапазон, и куда меньше они были подвержены тенденциям, которые уже несколько сотен лет ведут философию неизвестно куда по пути традиции.

-3

Историческая выборка

То, что для нас является совершенным историческим фактом, то для древних было лишь одной из возможностей. Например, в современности большинство интеллектуалов наивно верят в законы логики, которые преимущественно сформулировал Аристотель. В наши дни чуть ли не стыдно отрицать эти законы. Впрочем, в Античности были мыслители, которые без особых проблем выступали против Аристотеля и его логики. То, что для нас является закрепившимся историческим фактом, то для древних было лишь альтернативой. Забывать об это не стоит. И в этом было преимущество древних, так как они могли подвергать сомнению вещи, которые сегодня кажутся многим мыслителям очевидными. Впрочем, с логикой приведен не вполне удачный пример, потому что она доминировала вплоть до конца 19 века, когда и появились иррационалистические движения. Впрочем, сам дуализм рационализма и иррационализма подчеркивает, что рационализм все еще достаточно силен, т.к. иррационализм — это колоссальный массив существующих и возможных учений, отрицающих эффективность рационального мышления и, следовательно, логики. Историческая выборка действует на нас очень сильно, что не дает нам, как настоящим мыслителям, начать исследование с самого начала.

-4

Институты подавления

Как ни странно, но «кровожадная» древность не имела достаточно мощных институтов подавления философских взглядов, а потому мыслители могли не только свободно собирать учеников, но и организовывать сады, лицеи, академии. Современность насыщена уже существующими организациями, которые принадлежат наиболее монопольным интеллектуальным движениям (религиям, науке, политическим партиям и т.д.). Все эти организации помимо положительной работы также подавляют всевозможные всплески настоящей мысли, противоречащей их канонам. Ни одна из монополий не заинтересована в том, чтобы их адепты переходили к другим учителям, а потому предпринимаются всевозможные меры по ограничению этих учителей. Современность с большим трудом позволит вам организовать полноценную философскую школу, вас будут высмеивать адепты чужих учений, вам потребуется слишком много финансовых вложений, чтобы люди начали относиться к вам серьезно. В этом смысле древность была более расположена к мыслителям.

Сюда следует добавить, что академическая философия также стала институтом подавления, именно благодаря этому из истории современной философии исчезли полноценные философские системы и начали преобладать частные исследования академических философов в гуманитарных областях, что закрепило за философией статус «гуманитарной науки».

-5

Количество адептов

Если в древности последователи философских школ могли похвастаться десятками и сотнями адептов, то в современности последователи мировых религий и науки исчисляются миллиардами. Миллиарды создают культурное поле, в котором многие философские дискурсы не могут выжить. Миллиарды собирают аргументы в поддержку своего учения и критику против всех оппонентов. Из миллиардов ведется выборка интеллектуалов. Маленькое философское учение, представленное либо одним философом, либо несколькими сотнями — утонет в этом количестве, где против них пусть даже не физически, но морально, интеллектуально и эстетически будут выступать толпы адептов наиболее популярных мировоззренческих установок. В древности все было честнее по отношению к самостоятельным мыслителям.

-6

Читать вместо того, чтобы мыслить

Древние имели уникальную возможность не читать своих предшественников, а придумывать свои идеи самостоятельно. Кроме того, даже в те времена, когда философы читали, это все равно не было повсеместным фетишем. Более современная философия — это философия книжная, которая требует от людей чтения. И в современности большинство интеллектуалов только и делают, что читают. Они постоянно подпитываются чужими интеллектуальными достижениями. Греки были свободны от маниакального чтения.

-7

Продуктивная наивность против репродуктивного догматизма

Греки творили философию, а не определяли её. Они жили ей, воплощали свои идеи в жизнь и организовывали новые подходы к познанию мира. То же делали древние индусы и китайцы, но со временем как раз нарастала священная традиционность, которая обозначила все продуктивное как наивное и основала свой метод на репродукции. Такова любая устоявшаяся религия, философская школа и даже наука. В рамках репродуктивного догматизма невозможно добиться чего-то качественно нового, потому что сам метод заставляет нас основательно придерживаться тех или иных традиционных установок. Мне трудно называть это мышлением. Я бы назвал это программой, впрочем, иногда дающей положительные результаты. К примеру, научное знание постепенно развивается с помощью такого репродуктивного метода, постоянно апеллирующего и невозможного без апелляции к научной традиции. Философ же вынужден всегда начинать с самого начала, чтобы вернуться к состоянию продуктивной наивности, в которой он сможет создать новое учение, а, значит, и новый подход к познанию, восприятию, существованию, поведению и т.д..

-8

Когда было проще начинать с самого начала?

Ответ очевиден. Древние имели уникальную историческую возможность без особых усилий заниматься продуктивной мыслительной деятельностью, которая крайне редко каралась законом и монополистическими учениями. Современность же не готова к продуктивной мысли. Она боится её, не доверяет ей. И так уже слишком много игроков на шахматной доске мыслительного мира. Многие из них отлично обосновались и не сдают позиции. В современности сделано многое, чтобы появление на этой доске новых игроков было в колоссальной мере затруднено.

-9

ВЫВОД

По количеству страниц и подробности проработки различных частных вопросов современные философские тексты доминируют над древними, но следует заметить, что это количество и все эти проработки чаще всего обязаны древним. Древность очень сильна, когда речь идет о продуктивном мышлении, которое все слабее проявляется в философии Нового времени и почти исчезает в современной. Философы занимаются все более узкими вопросами, а любые их претензии на общее знание блокируются многочисленными оппонентами. Современность бескомпромиссна по отношению к продуктивной философской мысли и позволяет развиваться только репродуктивной, традиционной.

-10