В целом «Игра престолов» — пример довольно посредственного и скучного сериала, который в итоге стал самым популярным среди зрителей. Начнем с того, что первоисточником служат книги Д. Р.Р. Мартина. Книги сами по себе довольно медленные, продолжительные и пресные. Это вам не насыщенный шутками, диалогами и сражениями мир А. Сапковского. В книгах Мартина все предельно серьезно. Сериал унаследовал серьезность и скуку книг, что, впрочем, не критично для типичного проходного сериала, не рассчитанного на широчайшую аудиторию. Проблема в том, что «Игра престолов» — это сериал для широчайшей аудитории, но при этом он всем своим естеством отвергает эту свою сущность. Вместо динамичного и насыщенного действия получали довольно разряженное повествование, растянутое на семь сезонов, в которых можно отыскать буквально несколько стоящих моментов, будоражащих воображение. Например, самым удачным эпизодом я считаю «Кровавую свадьбу», впрочем, и он относительно испорчен названием серии.
Я бы классифицировал «Игру престолов» как фэнтези собственно без фэнтази. Ни драконы, ни великаны, ни ходоки не имеют никакого значения для сюжета. Они просто находятся на фоне событий типичного, и от того еще более нудного, Средневековья, с дворцовыми переворотами и политическими интригами. «Игра престолов» — это не сказка о волшебном мире и от всего волшебства здесь можно легко отказаться. Драконы могут быть заменены на другое оружие, собственно, как и великаны. В итоге самый фантастический персонаж, который действительно имеет значение, — это карлик Тирион.
В любом случае, сериал на протяжение всех семи сезонов балансировал на грани скуки, каких-то не самых частых действий, раскрытия персонажей в том числе в диалогах. Это был хороший, но невероятно переоцененный средняк, который опирался на книжную серию. Недостатков было достаточно, но были и достоинства. Впрочем, мне всегда было непонятно, почему толпы смотря этот сериал. Он абсолютно не соответствует типажу привычных динамичных сериалов для широкой аудитории. Все это я считаю отличнейшим аргументом для того, чтобы проиллюстрировать мой тезис об относительности человеческого вкуса.
Впрочем, первые три серии (четвертая на время написания статьи только вышла) восьмого сезона показывают эту относительность еще ярче. Довольно средняя для западной индустрии сериалов эпопея заканчивается тотальным сливом, граничащим по уровню с русскими сериалами. Впрочем, какая разница? Проблема в том, что этого слива большинство людей не заметило. Ютуб-каналы продолжают нахваливать последний сезон так, будто бы первые две серии не состоят из бессодержательных диалогов, совершенно не раскрывающих персонажей, а последняя не представляет собой скучнейшую полуторачасовую тупую бойню растянутую с помощью нескольких минут молчания, ходьбы по лестницам и, конечно же, слоумо.
Я не преувеличиваю. Одна из немногих осмысленных фраз первой серии принадлежит Серсее: «Хотите шлюху — купите её, хотите королеву — добейтесь». Да, вы могли заметить здесь мудрость уровня пабликов вк для умственно неполноценных девочек-подростков. И это действительно самая осмысленная реплика. Все остальные диалоги в первых двух сериях нужны только лишь для того, чтобы показать персонажей, которые будут участвовать в битве. В итоге мы получаем два часа абсолютной скуки с одним лишь неплохим моментом, в котором Бриенну Тарт посвящают в рыцари. Весь остальной сюжет построен значительно хуже, чем в предыдущих сезонах. По поводу этого я бы хотел переиначить слова мудрой королевы: «хотите плохой сериал — пишите сценарий сами, хотите приемлемый— ждите выхода книги». Видно, что создателям сериала катастрофически не хватало материала. Я хоть и считаю Мартина довольно скучным писателем без особых важных идей и достижений в области фэнтези, но ставить сюжет и более-менее связные предметные диалоги он умел. Сюжет последнего сезона сейчас находится на уровне любительского фанфика.
Теперь о третьей серии. Она ужасна. Это один из самых затянутых и скучных боев за всю историю кинематографа, но это далеко не главная проблема всех происходящих на экране событий. Когда-то довольно хитрые персонажи начали творить на экране нечто совершенно не поддающееся логике. Логические ошибки в битве:
1) Зачем-то армия Винтерфела выстроилась снаружи стен. хотя понятно, что отбиваться изнутри было удобнее, безопаснее и умнее.
2) Зачем-то дотракийцы побежали в атаку одни и сразу же умерли. Остальные их не поддержали.
3) Почему-то защитники Винтерфела не подожгли рвы, которые неплохо так сдерживали мертвецов, заранее. Им обязательно нужно было использовать для этого драконов, которые не помогли? Им обязательно было жертвовать людьми, чтобы зажечь рвы? Непонятно.
4) Внутри Винтерфела не было никаких ловушек. Бойцы просто приняли сражение с мертвецами.
5) Теон и другие, кто защищали Брана Старка, отстреливались от мертвецов луками, когда те подходили вплотную, вместо того, чтобы использовать более эффективное в данной ситуации холодное оружие.
6) Всех слабых персонажей спрятали в склепе, несмотря на то, что живые вступили в битву с некромантом.
Это только самые выдающиеся гениальные решения, которые приняли самые умные персонажи «Игры престолов», собравшись вместе. Почему-то довольно адекватные герои внезапно превратились в умственно отсталых. Впрочем, сериал отлично показал, что его сценаристы без опоры на оригинал не могут создать ничего вменяемого.
Король Ночи, самый таинственный и интригующий персонаж сериала, слит без особых проблем. Он совершенно не раскрыт. С ним также связано несколько тупейших событий. Прежде всего, его убила непонятно откуда появившаяся Ария, которая в самом прямом смысле возникла между ним и его подчиненными. Кроме того, последние двадцать минут серии он идет в слоумо и пялится на Брана. Добавим к этому тупейшую ухмылку и неумение использовать то самое копье, которое в прошлом сезоне убило дракона. Король Ночи убит самым нелогичным образом, и проблема не в том, кто убил его, а в том, как. Вообще все, что связано с Королем Ночи в последней серии, совершенно никуда не годится. И, конечно же, когда по нелепости главный злодей погиб, на части развалились и все его войска.
7) Герои, к слову, сразу же проговорили, что их главная цель — убить Короля Ночи. Они догадывались, что при убийстве Короля Ночи его армия будет уничтожена, но вся тактика сражения не имеет никакого отношения к главному злодею. Король Ночи со своей бездействующей элитой в слоумо проходит к самому сердцу Винтерфела, где и находится Бран.
Первые три серии восьмого сезона невероятно плохи, а положительное отношение к ним людей показывает, что вкус человеческий не зависит ни от каких объективных критериев. Моды достаточно, чтобы многие мнили нечто достойным и качественным. Впрочем, я не претендую на абсолютно объективную оценку. Я изначально довольно холодно относился к сериалу, но сейчас хочу показать его поклонникам и прочим зрителям, что последние серии были лишены подавляющего числа достоинств «Игры Престолов». Это факт. То, что мы увидели в последнем сезоне, — это уже не «Игра престолов». Но многим людям все равно нравится. В этом можно узреть определенную относительность человеческих вкусов, которые не привязаны к качеству продукта и даже к каким-то определенным его элементам. Вкус — пустое слово, которое практически ничего не обозначает. «Игра престолов», которая формировала вкус зрителей в течение многих сезонов, последним доказала, что это не имело никакого значения.