Найти тему
Александр Шадов

Догматические гомеомерии

Анаксагор видится мне крупнейшим мыслителем античности. Он первым в достаточной мере сформулировал принципы плюрализма в области натурфилософии. Еще один так называемый плюралист, Эмпедокл, ограничивался четырьмя стихиями, в то время как Анаксагор указывал на несчетное их количество. Свои стихии Анаксагор называл «семенами», а впоследствии, во многом благодаря Аристотелю, они стали известны как гомеомерии (однородные частицы). Глубокое и интересное представление Анаксагора о материи не может не удивлять, но сейчас оно совершенно не актуально для современной физики и прилежащих к ней дисциплин.

С другой стороны, я заметил, что теорию Анаксагора о гомеомериях можно использовать в качестве образца для построения одного из подходов в доксологии, так как мнения обладают рядом свойств гомеомерий, о которых мы поговорим в этой статье.

-2

Свойства догматических гомеомерий

Во-первых, мнений, как и гомеомерий, неограниченное (по-крайней мере, неопределимое) количество.

Во-вторых, всякое мнение делимо до бесконечности на элементы мнений: более мелкие мнения, аргументы, критику, определения (слова).

В-третьих, в каждом мнении потенциально содержится бесконечность других мнений, как в гомеомериях одного вида содержатся гомеомерии всех прочих.

-3
-4

Первое свойство: неограниченное количество

Суть тезиса: Мнений неограниченное, возможно, бесконечное, количество. То есть нам не хватит миллиона жизней для того, чтобы посчитать все существующие и возможные мнения.

Доказательство: В реальности мы можем встретиться с богатым спектром мнений практически по любому вопросу. Конечно, о бесконечности говорить не приходится, когда речь идет об актуальном мире, но мнений по большинству вопросов было и остается очень много. Кроме того, в любой момент могут появляться новые мнения. Ничто не мешает возникновению нового мнения в любом подмножестве мнений по любому вопросу.

Более того, когда речь идет о мнениях, то следует принимать во внимание не только актуальное множество мнений, но и их потенциальную неограниченность, которая строится как на возможности бесконечного добавления элементов мнений, так и на комбинаторике этих самых мнений.

Примеры: Я много лет занимался вопросами, связанными с натурфилософским дискурсом и его комбинаторными свойствами. В греческой культуре мы часто встречаем пять стихий: огонь, воду, землю, воздух и эфир. Впрочем, греки этим не ограничивались. Платон видел первоматерией прямоугольные треугольники, Пифагор — числа (монады), Демокрит — атомы, Анаксагор — гомеомерии (среди которых есть золото, мясо, дерево и многое другое), Анаксимандр указывал на бескачественный и неразрывный апейрон. Число стихий увеличили и древние индусы. У них был свой «эфир», хотя перевод этот чаще всего неправомерен, свои «атомы», акаша, тригуны (саттва, раджас и тамас), темнота, звук, а также пантеистические боги (Пуруша, Вишну, Шива и Брахма). Китайцы дополнили список стихий деревом, металлом, инь и ян (воспринимаемым в некоторых учениях неоконфуцианцев как материя) и ци. И это все только элементы, связанные с вопросом стихий. Элементы! А из этих элементов в комбинаторном порядке слагались полноценные мнения по данному вопросу. Также я изучал действующие силы, которые приводят в движение эти стихии. В итоге с помощью комбинаторики я посчитал, что на базе всех вышеперечисленных стихий и всех изученных мной действующих сил потенциально может быть получено один квадриллион сто двадцать пять триллионов восемьсот девяносто девять миллиардов девятьсот шесть миллионов восемьсот сорок две тысячи шестьсот двадцать одно мнение. Каждый новый элемент на порядок увеличивает это и без того фантастическое число.

Применение в доксологии: В доксологии факт неограниченности количества мнений принимается для того, чтобы очертить горизонты исследования, а они определенно колоссальны. Даже поверхностное комбинирование возможных ответов на один простейший вопрос дает такое количество результатов, которое невозможно перечислить за всю жизнь.

-5
-6

Второе свойство: делимость до бесконечности

Суть тезиса: Каждое мнение содержит в себе множество подмнений, а подмнения содержат еще более маленькие мнения, мнения в итоге излагаются в определениях (или словах, имеющих смысл), которые в свою очередь разбиваются на другие слова, которые имеют определения. И так до бесконечности. Кроме того, всякое большое мнение может порождать неограниченное количество подмнений для защиты своих положений (аргументы) и для опровержения положений оппонентов (критика).

Доказательство: Всякое определение — это мнение об определяемом предмете. Если бы какое-то определение было истиной, то они не множились бы в таком многообразии и не противоречили бы друг другу. Определения состоят из слов, каждое из которых в итоге можно определить. Рано или поздно система взаимных определений либо заходит в тупик, либо в рамках большинства слов впадает в цикл взаимной определенности, который в сущности бесконечен. Всякий лингвистический тупик потенциально можно продолжить и привести его к циклу или продлить до бесконечности.

Всякое большое мнение обрастает подмнениями для защиты и нападения. Всякий новый оппонент и новая критика порождают новые элементы мнений, которых может быть неограниченное количество.

Применение в доксологии: Данное свойство в доксологии может быть использовано вместе с такой отраслью, как философская комбинаторика, с помощью которой в предыдущем параграфе мы посчитали количество комбинаций стихий. Делимость увеличивает количество возможных комбинаций.

-7
-8

Третье свойство: всё во всём

Суть тезиса: В каждом мнении потенциально содержится неограниченность других мнений. То есть мнения не только могут быть разделены на бесконечное количество собственных элементов. Они включают в себя все актуальное и возможное многообразие других мнений.

Доказательство: Всякое мнение вынуждено участвовать в разного рода диспутах, а также каждое мнение обязано оправдывать себя в глазах своего носителя. Именно поэтому всякое мнение обладает адаптивностью и потенциально включает в себя всю бесконечность других мнений, преподнесенных таким образом, чтобы их было проще оспорить. Для критики необходима доксография. Потенциальная доксография всякого учения и есть отражение принципа «всё во всём».

Примеры: Христианство включает в себя бесконечность актуальных и возможных положений, которые могут использоваться не только в его защиту, но и для критики других учений. У христиан есть богатый опыт в изучении других религий и философских учений, что необходимо для миссионерской деятельности. Любая проповедь теряет в эффективности, если проповедник не понимает, кому он проповедует.

Применение в доксологии: Свойство «всё во всём» также показывает потенциальную безграничность каждого мнения.

-9
-10

ВЫВОД

Исследование догматических гомеомерий может привести к ряду открытий в сфере доксологии. Такой подход дает возможность расширить предметную область этой дисциплины практически до бесконечности, а также его можно использовать в качестве аргумента для обоснования философской комбинаторики. Все три свойства в той или иной степени влияют на каждое мнение, но не всегда проявляются актуально. Впрочем, когда разговор заходит о мнениях, нас не может не интересовать их полный потенциал, так как в этом потенциале скрывается сущность мнений. Подход догматических гомеомерий позволяет нам приблизиться к этой сущности и работать с ней в рамках традиционных для греческой культуры понятий. Такой подход в доксологии не является единственным, но внимания при этом заслуживает.

-11
-12