Удивительный парадокс. В детстве, дом, в котором жила, казался огромным дворцом. Еще бы! Три комнаты, чулан и кухня с сенями. На кухне в огромном количестве водились мыши. По ночам они довольно шустро носились по полкам, где бабушка хранила запасы крупы.
Ее любимец, ленивый полосатый кот Филька совершенно не реагировал на эти пробежки и крепко спал на печи. Его постоянно ругали и обзывали бездельником, но он в ответ на это ехидно прикрывал глаз и начинал демонстративно умываться.
Больше всего обожала передвигаться по комнатам, засунув голову между дедовских ног и уцепившись за них руками. Дед был очень высокого роста и постоянно ударялся головой о притолоку. А тут еще я мешалась... Но он терпеливо все сносил. Потом точно также полюбила ходить младшая сестренка Танюша.
В этом доме мне было знакомо абсолютно все и тем не менее постоянно случались открытия. Например, однажды под кроватью обнаружила десятилитровую кастрюлю с остатками меда на дне. Тайком, чтобы никто не видел, с бубликом в руках, забиралась туда и с аппетитом ела, как казалось, самый вкусный мед на свете. Отдельно отмечу - когда мне предлагали кушать этот мед за завтраком, категорически отказывалась...
А старый ковер с узорами над дедовой кроватью? Из него так здорово было выдергивать цветные нитки! Но однажды меня на месте преступления застала мать и отругала за порчу семейного имущества.
В старом буфете на нижней полке стояли банки с вареньем. Бабушка так много варила этих вкусностей, что наше большое семейство за зиму просто не успевало все съесть. Каково же было удивление, когда через два года после ее смерти там отыскалась двухлитровая банка сливового вареньем. Мы расценили это как привет от бабули, которая считалась великой мастерицей по части кулинарного искусства, и с аппетитом съели.
Найденное варенье лишний раз подтверждало устоявшееся мнение о бабушкином кулинарном таланте. Оно сохранило тонкий аромат фруктов и было невероятно вкусным.
***
Каждое дерево в саду имело свое имя. Там росли галочкина груша, колин абрикос, мишина слива, люсина вишня... Причем, это вовсе не было связано с тем, что деревья были высажены в честь рождения ребенка. Просто в обязанности детей входило ухаживать за деревьями и, когда урожай созревал, собирать его. Меня очень волновало — есть ли там мое деревцо.
Сейчас понимаю, бабушка выбрала первое, что пришло в голову, лишь бы перестала донимать расспросами. Но тогда меня просто распирало от гордости. Ещё бы! У меня оказалась собственная яблонька! Как радовалась, когда увидела на ней три плода! Никому не давала съесть, пока сама не попробовала, причем от всех трех сразу по кусочку, и жутко поскандалила с дедом, когда тот собрался срезать несколько засохших веток.
Возле дома был разбит роскошный цветник, где росли несколько сортов необыкновенных по красоте роз. Бабка очень мечтала вырастить белую розу, но ей почему-то всегда продавали саженцы других цветов. Обычно это выяснялось, когда на кусте появлялся бутон. Она жутко сердилась, но все равно обожала свое приобретение и окружала лаской и вниманием.
Ранним утром бабушка всегда выходила здороваться со своими любимцами, я увязывалась за ней и она учила, как пить росу с лепестков. Честное слово, это был самый вкусный напиток, который пробовала в своей жизни!
***
И вдруг, по-моему, мне тогда было лет пятнадцать, выяснилось, что дом моего детства просто крошечный. Настоящая хибарка. Потолки в нем низкие, стены потрескавшиеся, а половицы и вовсе мерзко скрипят, едва на них наступаешь. Об этом открытии с удивлением поведала матери. Она все сразу расставила по местам и пояснила спокойно: это не дом стал маленький, это ты выросла. А потом и вовсе произошло невероятное. Перестало родовое гнездо быть для меня чем-то особенным. Все в нем было известно и изучено... Стоит и ладно...
Прошло много лет. Мне довелось жить в самых разных домах. Вместе с родителями в небольшой гпдушке в поселке строителей, потом с мамой в однушке со всеми удобствами на пятом этаже, комнате в общежитии и, наконец, в своей собственной квартире улучшенной планировки. Кажется, живи теперь и радуйся. Да только мыслями нет-нет и возвращаюсь в тот старый дом с побеленным известью стенами и всеми бытовыми удобствами во дворе. Мне он часто снится. Я брожу в этих сновидениях по комнатам, наступаю на деревянные половицы, которые приветливо отвечают скрипом, едва их касаешься.
В этих моих сновидениях дед обычно сидит за столом на кухне и пьет, смешно причмокивая, чай. Он обожал его пить по утрам, предварительно размочив в кипятке фрукты. Бабка переругивается с младшим сыном Мишей. Он опять спрятал портфель младшей сестры. Люся опаздывает на занятия в школу и нервничает. Старший сын Николай собирается на работу. Моя мама безуспешно пытается накормить меня с ложки, а я отчаянно сопротивляюсь. Каша летит в разные стороны.. Сон настолько реален, что чувствую запах родных стен. И от этого всего просыпаюсь в слезах.
Как-то поделилась с сестрой своими сновидениями и услышала неожиданное: у меня тоже так бывает.
К сожалению, сейчас любимой хибарки больше нет. Так что встретиться со своим детством больше не получается. А очень бы хотелось вновь вернуться в прошлое, стать маленькой девочкой, выйти утром с бабулей и вновь выпить росы с лепестков роз...
Публикация по теме: Святой вечер
Публикация по теме: Фараоново племя