Спустя 2,5 месяца я снова поехал на своем циклокроссе по грунтам. На этот раз с палаткой. Рассказываю, как мы преодолели десяток подъемов и увидели потрясающие пейзажи.
Огненный парафин и паника с утра
Перед долгожданной поездкой в Камское устье я решил заново запарафинить цепь. Время пришло, да и после дождя появился скрип.
Ставлю стакан с твердым парафином на плиту. Вроде бы плавится быстро, но как-то иначе - жидкость начала подозрительно булькать. Так сильно, что маленькая алюминиевая чашка начала прыгать над камфоркой.
Погружаю цепь - по краям стакана появилась пенка. Через пару минут со дна всплывает пузырь. Он выплескивает горячий парафин на меня и плиту. Мат, пламя и несколько часов уборки.
Из-за ЧП я не успел собраться с ночи. Встаю в 5:50 - ничего не понимаю. До этого мы договорились встретиться с основателем казанского "Туринга" Фанисом в 6:20. 10 минут у меня ушло только на то, чтобы проснуться. А я ещё не нашел палатку. Все в лучших традициях.
Завтракаю, параллельно собираю вещи. Понимаю, что точно не успею к 7:00 в речной порт. "Поеду по асфальту через Моркваши, а там догоню" - думаю я. Накануне я неправильно поставил покрышку - протектор "смотрел" тупым углом вперед. Но стоило только снять резину и тут же звонит Фанис. Говорит, что у меня ещё полчаса есть. Быстро ставлю покрышку и лечу в речпорт.
Вверх-вниз, вверх-вниз
В речпорту я сталкиваюсь с синдромом вахтера у местного персонала. Меня заставили снять баул с подседела. Я поворчал, но поддался системе. Фанис аккуратно провожает меня до теплохода. Настроение сразу же повысилось - это было судно типа "Москва", кабриолет среди теплоходов. А значит, мы будем плыть, загорать и наслаждаться встречным ветром. Странно, что ребята были не рады потокам воздуха и надели куртки с капюшонами.
Приплываем на станцию Садовая чуть поодаль от Нижнего Услона. Нас сразу встречает щебень. Почвы на этом берегу Волги очень глинистые. Из-за этого во время дождя здесь невозможно проехать на машине. Я знаю об этом на своем опыте - ведь моя дача стоит недалеко, и после ливня дорога превращалась в сплошное поле из грязи. К колесам прилипает 10 тонн глины и они блокируются намертво. Ты выходишь из машины, идешь пешком - и участь колес настигает твою обувь. Еще одна причина, почему я ненавижу дождь.
Но в тот день нас испытывало солнце. Было не так жарко, как на бревете 600 км, но пить приходилось много. К тому же нас ждало множество подъемов. Когда мы преодолели первый из апхиллов, нас ждал резкий спуск по ржавой лестнице вниз. Мы аккуратно спускались, пока наши велы с палатками, пенками и прочими походными радостями тянуло вниз. Спускаемся к мосту, который местные раскинули над заливом Волги. На склонах под углом чуть ли не 90 градусов стояли дома и участки. Удивительно, как время, вода и ветер не снесли вниз. С виду ничего не укрепляло их фундамент. Чудеса.
Идем вдоль ручья и резко поворачиваем налево. Начинается очередной подъем ко второй половине поселка. Вскоре участки заканчиваются и начинается поле. Около 80% маршрута нас окружали поля, а где-то слева мы ориентировались на Волгу. Так и шли до самого вечера.
Кроме пейзажей в стиле "обои для Windows XP" нас ждал карьер, где добывали гипс. Тут я вспоминаю рассказы о геологической истории Татарстана. Мол, когда-то давно поля, которые мы топчем колесами, были дном древнего моря. А останки древних животных за миллион лет превратились в гипс. Не знаю почему, но эти мысли вдохновляли меня ехать дальше.
Вскоре мы вышли на асфальт, от чего мои руки, зад и ноги обрадовались. Циклокросс называют универсальным велосипедом - но только на алюминиевая Зеленая Норка. За четыре года езды она будто стала ещё жестче. Либо я стал мягче.
К полевым пейзажам добавились леса. Местами появилась тень, но большую часть приходилось палить свое тело под прямыми лучами. Мой велосипедный загар на руках теперь ещё ярче выделяется на фоне бледного тела.
Чем больше подъемов я преодолевал, тем больше болела задняя поверхность ног. Чувствую, что круговое педалирование работает, но ноги пока не готовы тянуть все время. Особенно после 10-го подъема. Но это стоило того - только мы выкатились из леса, как перед нами открылся потрясающий вид на обрыв. Внизу расположился поселок и бухта.
День шел к вечеру, а мы так и не выбрались к финальному рывку на асфальте. Нам предложили срезать от поселка напрямую через овраг. Поначалу казалось, что мы не выберемся из зарослей. Но все обошлось - внизу нас ждал очередной родник и подъем. Я спускаю покрышки - и зря, ведь практически сразу началась асфальтовая дорога. Включаю верхнюю тягу, чувствую, как жжет бицепс бедра. Поднимаюсь наверх и подкачиваю колеса. Дожидаемся отстающих и поддаем газу.
Перед финальным рывком до Камского Устья мне казалось, что после грунтовых подъемов я устану и заторможу команду. На деле вместе с Фанисом мы оторвались от группы. Причем Фанис был на подвесе.
Долетаем до остановки у штолен. У обочины нас ждала Катя - последний, "секретный" персонаж нашей команды. Продолжаем движение вплоть до поселка. Остальная группа догоняет нас и мы едем до горы Лобач.
Ночевка, костер и каша из шлема
На горе нас ждал тот самый вид, ради которого мы ехали 12 часов. Огромный скалистый берег и устье, где сливаются Волга и Кама. По волнам, зелёным от цветущих водорослей, медленно шли баржи. Складывалось впечатление, будто они ходили круглые сутки. В тот момент понимаешь, что не нужно ехать тысячи километров на юг. Летом и в Поволжье хорошо.
Начинаем разводить костер. Ребята оказались опытными походниками: Алмаз быстро соорудил треногу из толстых веток и повесил котел. Тем временем Рахина достала сковородку и начала жарить лук и морковь. Я вообще не ожидал, что у нее с собой окажется посуда для жарки.
Предвкушая ужин, я осознал свою оплошность - из-за спешки я забыл с утра всю посуду. По совету товарищей я сымпровизировал: постелил внутрь шлема пакет и насыпал в него каши. А ложку вырезал из пивной банки. "Очумелые ручки" за городом - как не умереть с голоду, если вы собираетесь в последний момент.
После полуночи я ещё минут 40 сидел у костра. Слишком долго и упорно я ехал, чтобы потерять из виду звезды.
Штольни, fixed gear и возвращение на "Метеоре"
На следующий день наши планы оказались под вопросом. Никто не захотел возвращаться грунтами , поэтому часть группы поехала искать билеты на теплоход. Остальная часть ехала следом с большим опозданием.
В итоге мы лишь съездили к гипсовым штольням. С Фанисом решили подкрепиться в местном кафе. После полноценного завтрака мы приехали к пещере. Я оказался на знакомой поляне. 3-4 года назад я уже останавливался здесь с девушкой. С тех пор обрыв, по которому пришлось спуститься, стал еще более резким. Вода точит камень.
Спустившись, через некоторое время к нам подошла вторая часть группы. Мы предложили ехать на Затон им. Куйбышева. Проговаривали, что там стояли старые теплоходы. В том числе и Булгария, которая затонула вместе с пассажирами в 2011 году.
Мы долго ехали вдоль Затона, но так и не нашли то "кладбище кораблей". Да и сам поселок оказался пустым. Он напомнил мне местечко под Питером, где каждый год в день ВМФ собиралась половина моряков со всей страны.
Разворачиваемся и едем к речпорту. Ждать пришлось долго, да и ветер поднялся. Ожидание скрасила встреча - метеор ждали три девушки из казанского Fixed Gear. Правда на фиксе доехала только крепкая и отчаянная Катя. Не знаю, сколько груза было на ней, но проехать эти подъемы на фиксе - подвиг, граничащий с безумием.
Дожидаемся "Метеора". Так я закрыл ещё один гештальт - в детстве я много ездил на теплоходах, но на экраноплане - ни разу. Заходим на палубу и пугаем местных туристов. Кто-то боится, что судно пойдет ко дну от 9 велосипедов. Однако проблема была не в весе, а в объеме байков. Пришлось размещать транспорт в открытой части судна, прямо рядом с двигателями. Шум от моторов стоял такой, будто ты попал на рок концерт. Зато мы смогли видеть весь берег со стороны воды. Через два часа мы вернулись в Казань. Всяко быстрее, чем по грунтам с грузом.
***
За этот поход я исполнил ещё одну мечту из детства. Я всегда смотрел в сторону берега Волги и не знал, что ждет меня за горизонтом. Казалось, что эти подъемы невозможно преодолеть, а расстояния так велики, что придется ехать неделю. Все оказалось проще - достаточно взять подходящий вел, экипировку и ездить от 7 тыс. км в год. Stay cycle 🚴🚴🏼♀️