Очень часто люди спорят о том, является ли философия наукой. Существует три распространенных ответа:
1. Философия является одной из научных дисциплин. Она лишь часть гуманитарного знания.
2. Философия не является наукой, потому что она не дает объективных знаний о действительности и не использует общепринятые научные методы. Она не дотягивает до уровня научного знания.
3. Философия не является наукой, потому что по иерархии она выше любой науки и всей научной системы в целом.
Чтобы разрешить этот вопрос, следует определиться, что мы понимаем под наукой, и когда она возникла. У науки есть множество определений. Наука сама точно не знает, что она такое, а потому мы попытаемся дать более точный ответ. Для нас наука — это философская школа, которая появилась в начале Нового времени на базе таких учений, как рационализм и эмпиризм. До этого не существовало достаточного количества факторов и принципов, объединяющих современную научную систему и то, что называется наукой прошлого. Наука — это прежде всего теоретическое знание, основанное на эмпирическом базисе. Если мы расширим определение науки и назовем её синонимом практики, то, конечно, придется признать, что наука существует столько же, сколько существует и человечество, но современная наука и наука Нового времени — это не просто практика, это определенная философская установка на исследование действительности.
Если мы расширяем определение науки до практики, то наука есть в христианстве, буддизме, у древних людей и у каждого из философов. Тогда у всех есть своя наука. Но даже в таком случае философия не является наукой, так как она объясняет практику. Мы же задаем вопрос из современной научной системы, которая помещает философию в свое образование в качестве одной из гуманитарных наук. Основываясь на этом, логично использовать такое определение науки, которое имеет более конкретное отношение к современности.
Очевидно, что автор статьи придерживается третьего ответа на поставленный вопрос.
Философия — фундамент любого донаучного и вненаучного знания
У каждой религии, секты или любой другой группы людей, объединенных общими воззрениями, имеется своя философия, которая играет роль фундамента. На Западе философия в самом прямом смысле являлась основанием для всего вненаучного, начиная от христианства и заканчивая атеизмом. Первыми атеистами были именно философы. Они же сформулировали все самые важные аргументы против религии. Даже еретические учения имели свою философию. В этом смысле теоретическое философское знание лежит за пределом любой науки и научной системы в целом.
Из этого следует, что философия не ограничивается одной лишь научной системой, в то время как каждая из наук подчиняется общим законам науки своего времени. Уже этого достаточно для того, чтобы с уверенностью сказать, что философия наукой не является.
Научная философия — фундамент научного знания
Даже внутри науки научная философия занимает особое место, которое не ограничивается предметом отдельной дисциплины. Научная философия — это один из многих разделов философии, но один из немногих, имеющих реальное отношение к науке. Данный раздел занимается формированием научных принципов, самых общих методов и установок, без которых не сможет существовать ни одна естественная, точная, общественная или гуманитарная наука.
Неизвестно, является ли научная философия подлинной частью науки или находится за её пределами, но ответ на этот вопрос для данной статьи неважен, поскольку нам известно, что вся остальная философия может не иметь к науке никакого отношения.
Философия создала науку
Научное мировоззрение появилось на стыке двух философских школ: эмпиризма и рационализма. Философия не может быть наукой, потому что она создала эмпиризм, рационализм и, как прямое следствие, саму науку. Философия существовала еще тогда, когда науки не было, если под наукой мы понимаем тот тип исследования, который возник в начале Нового времени и развивался вплоть до наших дней.
Философия формирует общую методологию науки
Философия не вписывается в отдельную научную дисциплину, так как она работает над методологией всех наук. У основания естественнонаучного знания мы находим учения многочисленных натурфилософов (Демокрит, Аристотель), эмпириков (Ф. Бэкон) и рационалистов (Р. Декарт). Гуманитарное знание также формировалось под сильнейшим влиянием философии (Шлейермахер, Дильтей). Теоретическая математика (Пифагор, Платон и Евклид) и логика (Аристотель) также были созданы философами.
Философию невозможно классифицировать в рамках науки
Философия не является гуманитарной, общественной, точной, естественной или технической наукой, но периодически выполняет функции каждой из них, и она не ограничена ими. Философия не подчиняется ни одной из известных классификаций, потому что она в корне своем не является наукой. Тогда почему философию называют гуманитарной наукой? Все дело в том, что в XX веке преобладали те философские школы и направления, которые занимались гуманитарной проблематикой (экзистенциализм, философия жизни, философская антропология). Вследствие этого философские факультеты оказались заполнены «философами» гуманитарного толка. Академическая философия действительно является по преимуществу гуманитарной, так как занимается вопросами, связанными с человеком, и историей философии, а не самостоятельным философствованием.
Философия имеет право игнорировать научные теории
Ни одна наука не может игнорировать теоретические достижения других наук, особенно если речь идет о смежных областях исследования. Философия и здесь является исключением. У нее есть полное рациональное право действовать в обход научному методу, как следствие, не учитывая научные теории. Конечно, большинство людей, занимающихся философией, хорошо знакомы с наукой. Они оспаривают научные теории или пытаются соотнести с ними свои достижения. Правда, это не обязательное условие для того, чтобы называться философом. Ни один ученый не имеет права игнорировать научные теории. Философ может это делать. Из этого следует, что философ не является ученым, а представляет собой нечто другое.
Философия имеет право игнорировать научные факты
Философия предоставляет множество теоретических построений, которые логически аннулируют научные факты. Например, если философ солипсист, то из его учения следует, что весь мир не является настоящим, как следствие, нет никакого смысла подходить к нему с точки зрения естественной установки. У многих учений есть возможности, позволяющие им непротиворечиво отрицать научные факты, например, подвергнув сомнению научную методологию. Ни один из ученых и людей, претендующих на это звание, не может сделать ничего подобного. Наука — это вера в факты, без которых вся научная деятельность теряет основание. Философ может представить такие теоретически условия, в которых научная трактовка фактов будет либо ложной, либо бессмысленной, как следствие, он имеет полное право игнорировать их.
Подлинно философское образование невозможно
Как известно, любая наука тесно связана с образованием, и, как следствие, все они претендуют на то, что им можно научить. Философия же начинается с очевидного утверждения: «невозможно научить человека мыслить». И это похоже на правду, потому что можно научить человека верить, можно научить его проводить исследование, можно научить его выполнять те или иные операции. Но продуктивное мышление, на котором основывается философия, не является чем-то определенным и известным. Оно не включает в себя заученные операции, алгоритмы и методы. Продуктивное мышление — это такое мышление, которое выходит за свои собственные границы и создает нечто качественно новое. Нет никаких надежных подходов, позволяющих научить такому мышлению, как следствие, нет надежных подходов, чтобы научить философии.
Тогда чему учат на философских факультетах? Во-первых, там обучают истории философии, которая является частью научного исторического знания, а не философского. Во-вторых, там изучаются уже созданные философами прошлого методы, что крайне редко приводит студентов к созданию своих методов. В данном случае, академическая философия подражает науке, пытаясь навязать нам те или иные подходы. В-третьих, там обучают языкам, которые позволяют читать тексты мыслителей прошлого, что тоже не имеет никакого отношения к чистой философии, и относится скорее к истории, филологии и лингвистике. В-четвертых, студентов-философов учат герменевтической традиции изучения философских текстов. Какой результат у всего этого? Разве студенты-философы и их преподаватели покидают университеты Фалесами, Парменидами, Гераклитами, Платонами, Аристотелями и Кантами? Нет. Они лишь становятся специалистами в философии Фалеса, Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля или Канта. Это тоже полезно и нужно нашему обществу, но к чистой философии такое образование имеет косвенное отношение.
Не исключено, что когда-нибудь будет создана обучающая программа, которая сможет делать из обычных людей продуктивно мыслящих философов, но до сих пор все подобные попытки создать философское образование выливались либо в идолопоклоннические секты (пифагореизм, платонизм, перипатетизм и т.д.), где из огромного количества обучающихся к настоящей философии отношение имели лишь единицы, либо становились подходом к исследованию философии, ограниченным доминирующей точкой зрения (изучение философии в Средние века, академическая философия).
Вывод
Философию очень трудно представить в качестве одной из наук. Она не является полноценной частью научной системы, не подчиняется научному методу и может не разделять научную картину мира. Если мы и хотим назвать философию наукой, то придется сделать огромное количество поблажек. Это будет самая исключительная и свободная наука, которая ни перед кем не отсчитывается. Она не подчиняется логике, математике, методу, фактам и научным теориям. Она может как поддерживать, так и отвергать науку. У нее нет определенных объекта исследования, предмета, проблемы, принципов и подходов. Философия допускает безграничное количество точек зрения и методов. Она потенциально, во всей своей неопределенности и свободе, превосходит науку в целом, и сама наука является лишь её частью. Поэтому философия не может быть наукой. Кроме того, нелепо называть её чем-то более низким, чем наука, так как философия создала науку, основала многие области исследования, впервые сформулировала важнейшие научные принципы, а также разрабатывала и разрабатывает различные методы, играющие огромную роль для развития научной системы.