Найти в Дзене
Нетипичный Дипкун

"Ат шахи"...

Cтарушка «НИВА» ВАЗ-2121. Казалось бы, всё об этой машине давно известно. Но недавно появилась информация о том, что автомобиль ВАЗ-2121 должен был выпускаться и в версии «Люкс».
При чём такая версия вездехода планировалась ещё на этапе подготовки первых чертежей знаменитого полноприводника. А с 1974-го по 1976-й было создано 4 или 6 образцов автомобиля «НИВА-Люкс», которые испытывались на Дмитровском полигоне.
Интересная деталь — автомобили эти, по выходу в серию должны были носить индекс ВАЗ-2124.

То есть речь шла не просто о модификации, а о иной модели, выполненной в том же кузове. И тому есть веская причина. Оказывается, «люксовая» версия первого ВАЗовского внедорожника должна была комплектоваться двигателем V-6 разработки Волжского автозавода. И работы по конструированию этого двигателя, получившего индекс ВАЗ-228 начались ещё в 1973-м году! До этого, по справкам известного историка А. Иванова, проходили его испытания на стендах и «мулах» на базе серийного автомобиля ВАЗ-2101. К слову, шестёрку тольяттинцы планировали устанавливать не только на «НИВУ», но и на перспективные на тот момент «пятую» и «восьмую» модели которые существовали только на бумаге.
Что же это был за двигатель? Информация по нему крайне скудна, но нам удалось узнать, что рабочий объём его составлял 2200 куб см. Мощность — 98 л.с. при степени сжатия 8,6. Расположение цилиндров V-образное, в два ряда. На испытаниях он разгонял полностью снаряжённый автомобиль в кузове «копейки» до 170-ти км.ч, а в кузове «НИВЫ» - до 158-ми. Правда, мотор на тот момент имел проблемы с охлаждением, вызывали нарекания и посторонние шумы, и повышенная вибрация при работе с КПП «Жигулей» первой модели. Обычные «детские болезни» любого мотора на этапе испытаний.

-2

Однако, с подготовкой к серийному запуску «НИВЫ» на заводе решили поторопиться и с запуском в серию нового двигателя.
Забегая вперёд, скажем сразу, что эта смелая затея развития не получила. Основная проблема была с запуском и экономической целесообразностью производства.
Подготовка производства нового мотора потребовала бы новых многомиллионных вливаний, а на заводе в это время и так выпускалось несколько вариантов двигателей.
Целесообразность продажи таких машин тоже была под сомнением — по расчётам экономистов к цене «НИВЫ» он сразу прибавлял 1960 рублей советскими деньгами, а такие деньги за несколько повышенный расход топлива пусть и при повышенной мощности были готовы потратить далеко не все автолюбители, как у нас в стране, так и за рубежом.

-3

А. Иванов и М.Шелепенко в своей совместной работе «Самый народный 4х4» указывают и на то, что запуск в серию был затруднён и тем, что на конвейер рядом со своей четырёхцилиндровой сестрой модель 2124 встать не смогла бы по причинам технического характера, из-за размеров двигателя ВАЗ-228 пришлось основательно перекомпоновывать подкапотное пространство, коробка передач уехала ещё дальше к задней оси, сместившись на 8 см.(А в условиях тесного кузова «НИВЫ» это очень большое расстояние), плюс к этому педальный узел сместился левее на 4 см. В результате условия размещения водителя были значительно ухудшены, в довершение всего запасному колесу под капотом места не нашлось и его разместили в багажнике, и места для багажа в нём стало чуть больше, чем в «бардачке». Всё это требовало времени, а его у заводчан как раз и не было — на горизонте был 1977-й год и начало серийного производства «Нивы»-ВАЗ-2121.
Конечно, если бы машина в серию пошла, мы бы получили, наверное, очень интересный вариант автомобиля. Ведь «люксовая» НИВА должна была отличаться от своей сестры по конвейеру не только начинкой, но и внешним видом. В частности — четырёхфарной облицовкой радиатора, и прямоугольными надфарниками. Здесь, к слову есть своя интрига, изначально планировалось, что ВАЗ-2121 будет с двумя фарами и круглыми фонарями габаритов и поворотников над ними, а ВАЗ-2124 — четырьмя фарами и прямоугольными габаритами-повторителями сигналов в поворота в едином корпусе. Пошедшая в серию машина, поровну взяла от дизайна обеих версий. Кроме того, художники-дизайнеры завода рекомендовали красить «НИВУ-Люкс» только в тёмные тона. То есть не рассматривались варианты окраски модели 2124 в канареечный, оранжевый, светло-зелёный, белый или бежевый.
К слову, машины на снимках ещё с предсерийной оптикой, и сотрудники НАМИ прозвали её за выразительное восьмиглазие «Тарантулом». К сожалению, автомобиль этот до наших дней не сохранился, за исключением редких архивных фотоснимков.
Уникальные фото и рисунки "Ангару №1" предоставила группа
23ALEXEY23.
Исторический обзор подготовлен группой
Журнал дальнобойщика "МЕДВЕДЬ"

Авто
5,66 млн интересуются